Англосаксонская система местного самоуправления кратко

Содержание

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными.

n n Если местный орган считает, что ему необходимы дополнительные полномочия, прямо не зафиксированные в законе, он должен специально добиваться их предоставления.

В Великобритании ему следует обратиться либо в парламент с просьбой о принятии частного закона о конкретном муниципалитете, либо к секретарю соответствующего министерства с ходатайством об издании указа, впоследствии подлежащего утверждению парламентом.

Контроль за деятельностью местных властей в англосаксонских странах

n n n Данные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, утверждают свой бюджет, используют субсидии центра.

Англосаксонская система деятельности местного самоуправления

В англосаксонских государствах, как правило, закон устанавливает подробный перечень конкретных полномочий местных властей, а также объектов, за которые они ответственны. При этом используется принцип позитивного регулирования: считается, что органы местного самоуправления вправе совершать лишь те действия, которые непосредственно предписаны законом.

Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными.

В США, например, судебная практика неукоснительно придерживается так называемого правила Диллона, в соответствии с которым любое разумное, справедливое, существенное сомнение в наличии у муниципальной корпорации того или иного полномочия трактуется против органа местного самоуправления.

Если местный орган считает, что ему необходимы дополнительные полномочия, прямо не зафиксированные в законе, он должен специально добиваться их предоставления.

История и развитие англосаксонской модели местного самоуправления в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Контроль над деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем: через центральные министерства и через суд.

Эта система с теми или иными изменениями просуществовала до начала XIX века.

Первыми органами местного управления, появившимися в XIX веке, были объединения по оказанию помощи бедным. Наиболее заметной особенностью организации местного управления в Соединенном Королевстве можно считать традиционные различия между разными территориями, удивительным образом сочетающиеся со значительным единообразием.

Местное самоуправление как форма демократии: Учебное пособие

С одной стороны, число корпораций, признанных заслуживающими сохранения, было сокращено до 178, с другой — городское самоуправление приобрело новые черты, среди которых в первую очередь следует отметить закрепление единого статуса инкорпорированных городов. Закон 1835 г.

был первым нормативным актом, который заменил партикулярные нормы грамот и хартий, регулировавшие устройство каждого города в отдельности, единой статутной организацией городского управления.

Теперь местным стал город, не только имевший хартию об инкорпорации, но и признанный таковым в Законе.

В соответствии с Законом о местном управлении 1888 г. в графствах Англии и Уэльса появились представительные органы власти — избираемые населением советы графств, на которые возлагалась обязанность поддержания в надлежащем состоянии дорог, обеспечение приюта для бездомных и детей, руководство деятельностью полиции.

Согласно Закону 1888 г.

Отсутствие конституционного статуса местных органов власти.

Это связано с особенностями англосаксонской системы права, в соответствии с которой местные власти наделяются полномочиями при помощи специальных нормативных правовых актов, издаваемых парламентом.

Государство, таким образом, лишь следит за тем, чтобы нормативно-правовые местные установления не нарушали общенациональное законодательство и не выходили за пределы предписанной им компетенции.

2.

Англосаксонская модель МСУ

В странах с англосаксонской моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов местного самоуправления, согласно которому они вправе совершать только действия, предписанные законом, т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом.

Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.

Важным источником компетенции местных органов (в первую очередь в Великобритании) являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Назначение преобладает в таких штатах, как Алабама и Миссури, выборы – в Орегоне и Аризоне. В штате Юта равно используются оба метода.

Обычно члены руководящего совета занимают свои посты по совместительству, а его заседания проводятся не чаще двух раз в месяц. Как правило, член руководящего совета избирается на три-четыре года, причем сроки полномочий различных членов нередко перекрещиваются, что способствует преемственности и стабильности работы совета. Для чего же создаются специальные округа?

Школьные округа, к примеру, создаются для руководства школами и их финансирования – в эти округа объединœена большая часть начальных и средних учебных заведений страны.

Причем различаются два типа школьных округов – независимые и зависимые.

Независимые округа – их в США большинство – функционируют автономно от каких-либо иных органов управления как в административном, так и в финансовом отношении.

15 Англосаксонская модель местного самоуправления

Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.

Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер – передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно

Англосаксонская, континентальная и другие системы местного управления и самоуправления

В целом, если муниципальные органы действуют в пределах своих полномочий, то контроль правительства ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами. Однако контроль центра не отсутствует полностью.

Большую роль в правовом регулировании деятельности местных органов власти играют местные статуты, устанавливающие дополнительные полномочия и льготы, а также акты делегированного (субординационного) законодательства.

В странах с континентальной муниципальной системой органы местного управления рассматриваются, прежде всего, в качестве политических институтов, посредством которых местные сообщества осуществляют управление своими делами.

Здесь доминирует принцип, в рамках которого местные органы обладают своеобразными остаточными полномочиями. В соответствии с данным принципом местные власти вправе осуществлять такие действия, которые прямо не запрещены законом и не закреплены за какими-либо иными органами (т. е. обладают общей компетенцией решать вопросы местного значения в рамках закона)

8.

Англосаксонская модель Местного Самоуправления.

Его основной задачей является координация деятельности по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научно-техническому развитию региона.

В ведении Регионального совета находятся подготовка и переподготовка кадров, ремесленное обучение, оказание помощи государственным учебным заведениям, а также предприятиям по переработке морских продуктов.

Структура Регионального совета, избираемого из своего состава: Президент, вице-президент и члены бюро для текущей работы, а также Региональный социально-экономический совет из представителей отдельных

Англосаксонская, Континентальная, Смешанная, Советская система местного самоуправления

В-третьих, в отличие от стран с англосаксонской моделью местного самоуправления, в государствах с континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне.

Так, во Франции муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента), поскольку их делегаты представляют большую часть соответствующих избирательных коллегий.

Для выборов сенаторов в каждом из департаментов (так во Франции именуются административно-территориальные единицы регионального уровня) образовывается специальная коллегия выборщиков.

Она состоит из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента) от соответствующего департамента, членов представительного органа департамента — генерального совета, а также делегатов, избранных муниципальными советами коммун (низовых административно-территориальных единиц).

Источник: http://konsalt74.ru/anglosaksonskaja-sistema-mestnogo-samoupravlenija-kratko-67731/

Англосаксонская муниципальная система

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

Англосаксонская муниципальная система распространена в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Канада, Австралия и иные страны.

Данную разновидность муниципальная система специалисты традиционно отмечают как первую возникшую разновидность организации муниципального управления.

Характерные признаки и состав полномочий англосаксонской муниципальной системы

Для англосаксонской муниципальной системы характерны следующие признаки:

  • во-первых, ограниченность действий органов муниципального управления только тем перечнем действия, который прямо установлен законодательством. Самовольное расширение полномочий по сравнению с тем, что предусмотрены законодательством, грозит муниципальным органам управления судебным преследованием, по результатам которого данные органы власти могут быть признаны не имеющими юридической силы в связи с превышением объема полномочий;
  • во-вторых, не существует прямого подчинения органов муниципального управления органом государственного управления;
  • в-третьих, основной единицей местного самоуправления является приход.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Полномочия органов муниципального управления в англосаксонской муниципальной системе включают:

  1. осуществление управления органами полиции;
  2. регулирование деятельности социальных служб;
  3. организация и управление пожарной охраной;
  4. строительство содержание муниципальных дорог;
  5. осуществление строительства и эксплуатации жилищного фонда,
  6. строительство и содержание спортивных сооружений;
  7. управление муниципальным общественным транспортом и прочее.

Особенности англосаксонской муниципальной системы

Для англосаксонской муниципальной системы характерен высокий уровень централизации муниципального управления. Осуществление представительной власти возлагается на муниципальную палату, при этом исполнительную власть реализуют префекты, супрефекты, муниципальные префекты.

При применении англосаксонской муниципальной системы на органы муниципального управления возлагается исполнение следующих функций:

  • во-первых, издание нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции;
  • во-вторых, установление и взимание местных налогов и сборов;
  • в-третьих, оказание местных услуг, в том числе в сфере торговли, транспорта и прочих сферах;
  • в-четвертых, организация муниципального строительства;
  • в-пятых, охрана памятников культуры, истории и так далее.

В основе построения англосаксонской муниципальной системы находится общественная теория, которая объединяет теорию свободной общины и хозяйственную теорию, а также частично опирается на положения юридической теории муниципального самоуправления.

Отличительными чертами англосаксонской муниципальной системы являются:

  • во-первых, высокая степень автономности муниципального управления;
  • во-вторых, выборность;
  • в-третьих, отсутствие специальных государственных уполномоченных, призванных контролировать управление на местах;
  • в-четвертых, отсутствие на местах органов государственного управления соответствующего уровня.

Для англосаксонской муниципальной системы характерны следующие особенности:

  • во-первых, избрание представительного органа муниципального управления осуществляется населением муниципального образования. Данные органы наделяются полной самостоятельностью, выражающейся в том, что ни одной государственной инстанции не дано право вмешательства, руководства или указаний в отношении данных органов при осуществлении им решения вопросов собственной компетенции исключительного характера;
  • во-вторых, отсутствие в рамках указанной модели местного самоуправления прямого подчинения нижестоящих органов муниципального управления вышестоящим по тем или иным вопросам. Существование каждой отдельной местной общины представляет собой обособленный мир, руководствующийся собственными законами и обычаями. Единственным требованием государства в этих условиях является отсутствие нарушений муниципальными законами и обычаями общегосударственного законодательства;
  • в-третьих, главенство в системе муниципального управления делами местного значения не столько органа местного самоуправления в целом, сколько профильных комитетов и комиссий, которые формируются депутатами этого органа муниципального управления. Компетенция комитетов и комиссий подразумевает решение всех местных вопросов, начиная от открытия нового детского сада и заканчивая приемом на постоянное место жительства беженцев.

Замечание 1

В отличие от континентальной модели англосаксонская муниципальная система не предусматривает наличия на местах представительства государственного управления, контролирующего и опекающего муниципальные органы управления.

При этом нельзя сказать, что при англосаксонской муниципальной системе отсутствуют любые формы государственного контроля: деятельность муниципальных властей контролируется, но преимущественно за счет косвенных методов, то есть силами федеральных министерств и судебных органов власти.

Во всех странах, которые применяют англосаксонскую муниципальную систему, населением осуществляется избрание не только состава представительного органа муниципального управления, но и ряда должностных лиц, не включенных в состав этого органа, но участвующих в осуществлении местного самоуправления. К примеру, в Соединенных Штатах Америки население муниципальных образований избирает шерифов, казначеев и иных функционеров.

Замечание 2

Принципиальной основой англосаксонской системы муниципального управления является самостоятельность действий в рамках предоставленных полномочий.

Выборный орган муниципального управления наделяются правом решение вопросов, не включенных в компетенцию государства. При этом единственным ограничением выступает законодательство, обычаи и судебные прецеденты.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/anglosaksonskaya_municipalnaya_sistema/

1.3 Англосаксонская муниципальная система.

Характеристика. Особенности

курсовая работа Англосаксонская модель распространена в Великобритании,США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам.

Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц.

Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации.

Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятие отдельных решений.

Англосаксонская модель организации местного самоуправления: историческое и теоретико-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

В постсоветской России в полной мере ощутимы те же различия, которые существуют в западной государственно-правовой традиции между моделями организации и функционирования муниципальной власти, местного самоуправления (англосаксонской, эволюционирующей затем в англо-американскую, европейскую континентальную, иберийскую).

Нельзя считать обдуманными и целесообразными действия властных элит начала 90-х гг.

Континентальная, англосаксонская и другие модели местного самоуправления

Организация деятельности органов МСУ, их взаимодействие с органами государственной власти, взаимоотношения между представительной и исполнительной ветвями МСУ, зависит от исторических традиций, политического режима, степени децентрализации власти в стране.

«Континентальная» модель МСУ, связанная с таким видом децентрализации, как деконцентрация, распространена во Франции, Италии, Бельгии, Испании, стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Отличительные особенности данной модели — наличие выборных органов МСУ и назначаемых представителей центра, которые выполняют контрольные функции за деятельностью МСУ, а также некоторые исполнительные функции.

Данную модель связывают с принципом «негативного» правового регулирования (см.

гл. 2 настоящего учебника), в соответствии с которым органы МСУ могут совершать любые действия, не запрещенные законом. Во Франции существует трехуровневая модель

Муниципальное право России

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Муниципальная (англосаксонская) модель возникла в Великобритании, а затем была заимствована многими странами мира, прежде всего бывшими колониями Великобритании.

Полномочия муниципального совета считаются специальными и строго определены в законе. Муниципальным органам разрешается делать лишь то, что прямо закреплено в законе.

Не существует никакой иерархии выборных органов, создаваемых в различных административно-территориальных единицах, каждый из них призван решать строго определенные для него местные вопросы.

Понятие и черты основных моделей местного самоуправления (англосаксонской, континентальной, смешанной)

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное или муниципальное самоуправление — это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.

Европейская хартия о местном самоуправлении См.: Европейская хартия местного самоуправления. Принята в Страсбурге 15. 10.1985 г. , принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами.

Основные системы местного самоуправления в зарубежных странах

В мировой практике существует несколько систем местного самоуправления: англосаксонская, континентальная и иберийская.

Их выделение основано на принципах, которые лежат в основе отношений местных органов как между собой, так и с вышестоящими властями. Данная система сложилась в странах, принадлежащих к системе общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.).

Для нее характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти, опекающих местные представительные органы.

Последние

«формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует»

1. Местные представительные органы (советы) в странах, где действует англосаксонская система, избираются непосредственно населением сроком на три-четыре года.

В ряде стран наряду с местным представительным органом населением избираются некоторые должностные лица.

Вопрос 11. Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления

11Англосаксонский тип отличается более глубокой автономией местных органов и отсутствием выраженного подчинения их центру, французский – развитой системой административного контроля центральной власти над местными органами, смешанный – сочетанием элементов того и другого.

В каждой стране при этом наблюдается большое разнообразие форм местных органов. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных типов местного управления.

n Англосаксонская система зародилась в Великобритании.

Ее важнейший признак – отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы. Здесь имеет место двухступенчатая система местного управления – страна поделена на графства, а графства – на округа.

Основу системы составляют графства, им переданы все важнейшие функции, которые по закону могли осуществлять местные выборные органы.

Источник: https://ohrana-truda-kurs.ru/anglosaksonskaja-sistema-mestnogo-samoupravlenija-kratko-26432/

Англосаксонский тип местного самоуправления кратко

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

15 Англосаксонская модель местного самоуправления В зарубежных странах существует несколько моделей местного самоуправления. Среди них принято выделять: англосаксонскую (английская), континентальную (французская), германскую и др.

Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов, как между собой, так и с вышестоящими властями.

В рамках англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует.

Кроме того, для англосаксонской модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц.

8. Англосаксонская модель Местного Самоуправления

Система МСУ «СОВЕТ — Управляющий (менеджер)». При этой системе население избирает Совет города, который из своего состава избирает председателя — МЭРА и назначает главу исполнительно-распорядительного органа — управляющего (менеджера). Отношения Совета с управляющим определяются трудовым договором (контрактом), в котором регламентируются взаимоотношения и обязательства сторон.

Управляющему предоставляются достаточно большие полномочия в формировании местной администрации, определении основных направлений её деятельности, составлении и исполнении местного бюджета.

Эта система действует более чем в половине городов США.Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы.

Франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке.

Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления.

1.3 Англосаксонская муниципальная система. Характеристика. Особенности

курсовая работа Англосаксонская модель распространена в Великобритании,США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам.

Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации.

Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятие отдельных решений. Контроль над деятельностью местных органов управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд.

Англосаксонская и континентальная модели самоуправления

штат чиновников. Земское управление начало складываться в середине XVI в.

До Ивана Грозного управление на местах строилось путем назначения в конкретные территории (области) наместников, а в волости – волостелей.

На остальной части России наместничество было заменено воеводским управлением. Как видим, земская реформа Ивана Грозного направлена прежде всего на развитие элементов местного самоуправления.

В дальнейшем земские принципы формирования властных структур перенесены и на органы государственного управления.

В стране возникли общенациональные сословно-представительные учреждения – Земские соборы.

Англосаксонская модель организации местного самоуправления: историческое и теоретико-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

В постсоветской России в полной мере ощутимы те же различия, которые существуют в западной государственно-правовой традиции между моделями организации и функционирования муниципальной власти, местного самоуправления (англосаксонской, эволюционирующей затем в англо-американскую, европейскую континентальную, иберийскую).

Ясно, что этот парадокс имеет своим источником специфику реформирования «демократии малых пространств» (А.И. Солженицын).

Отечественный опыт в такой важной социально-правовой сфере — механическое заимствование (столь быстрое и малообоснованное, что вряд ли это можно обозначить привычным в правоведении термином «рецепция») «готовых», вызревших в западном политико-правовом пространстве вариантов организации власти и управления на местах, особенности властных и иных отношений между провинцией и центром и т.п.

Нельзя считать обдуманными и целесообразными действия властных элит начала 90-х гг.

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан. Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами.

предоставляется на всей территории Российской Федерации.

Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ. Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства.

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

> > Англосаксонская модель местного самоуправления В зарубежных странах существует несколько моделей местного самоуправления.

Среди них принято выделять: англосаксонскую (английская), континентальную (французская), германскую и др. Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов, как между собой, так и с вышестоящими властями.

Возможно Вас так же заинтересует:

Источник: https://em-an.ru/anglosaksonskij-tip-mestnogo-samoupravlenija-kratko-70519/

Континентальная модель местного самоуправления: описание, основные принципы, примеры

Англосаксонская система местного самоуправления кратко

Организация местного самоуправления — одно из ключевых условий функционирования демократического государства. Природа местной власти сочетает в себе общественное и государственное начала. Эффективность местного самоуправления зависит от особенностей его взаимоотношений с государственной властью.

Понятие самоуправления

Местное самоуправление — это форма реализации народной власти. Оно обладает определенной самостоятельностью и не входит в систему органов государственной власти.

В Европейской хартии местного самоуправления сформулированы 4 признака муниципальной власти:

  1. Она действует в пределах, предусмотренных законом.
  2. Муниципалитет вправе по своему усмотрению распоряжаться вверенными ему ресурсами.
  3. Эта власть осуществляет определенные функции в государстве.
  4. Имеются выборные (представительные) органы местной власти.

Модель местного самоуправления

Модель — это некоторая система, определяющая структуру объекта. Модель местного самоуправления состоит из субъектов, органов и взаимосвязи между ними. Наиболее распространенными в настоящее время являются англосаксонская и французская (континентальная) модели местного самоуправления. На формирование определенной модели в государстве влияют следующие условия:

  • административно-территориальное деление государства;
  • общественные отношения в сфере собственности;
  • демократические интересы государства и общества;
  • национальные, региональные традиции и обычаи.

Системы организации местной власти, которые выделяются в научной литературе, классифицируются по следующим параметрам:

  • принцип формирования структуры муниципальной власти;
  • компетенция муниципалитетов;
  • механизм взаимодействия с государством.

Континентальная модель

Континентальная модель местного самоуправления подразумевает сочетание элементов государственной и местной власти. Для нее характерно наличие прямого центрального управления на местах и муниципальных органов. Эта система появилась во Франции.

Для континентальной модели местного самоуправления характерны следующие особенности:

  • Государственные и муниципальные органы составляют иерархию. Органы местного самоуправления занимают подчиненное положение в отношении государственной власти.
  • Центральная власть осуществляет контроль за деятельностью муниципалитетов (административная опека).
  • В регионах присутствуют представители государства — так называемая местная администрация. Таким образом, на местах осуществляется и непосредственное государственное управление.
  • Функции муниципальной и центральной власти строго регламентированы.

Отсюда следует, что характеристикой континентальной модели местного самоуправления является сочетание выборности с назначаемостью и вмешательство государства, контролирующего деятельность муниципальной власти.

Местное самоуправление во Франции начало формироваться в XVIII-XIX вв. Для Франции была свойственна высокая степень централизации государства, а также местного самоуправления. Это выразилось в установлении административного контроля государственной власти над местной.

Существовал предварительный контроль: муниципалитет мог принять решение только после одобрения администрации.

Государственная власть имела широкий выбор механизмов, с помощью которых ограничивала самостоятельность муниципальных органов: аннулирование, приостановка, одобрение, замещение, отзыв, роспуск и пр.

После революции 1789 г. во Франции был провозглашен принцип единой и неделимой власти. Региональное разнообразие было упразднено: теперь административно-территориальной единицей стал департамент. Основным звеном местного самоуправления были префекты. Они являлись представителями централизованной власти на местах. Префект являлся главой управления на подконтрольной ему территории.

Позднее произошла децентрализация, предоставившая большую самостоятельность органам местного самоуправления. Был принят закон «О территориальных коллективах». Теперь органы самоуправления могли создаваться в любых территориальных образованиях, признаваемых коллективами: департаментах, регионах и коммунах. Это предопределило особенности континентальной модели местного самоуправления.

Формирование органов местной власти

Главным элементом системы самоуправления являются коммуны. Это муниципальные образования, которые формируются городскими и сельскими жителями. В каждой коммуне присутствует представительный орган — совет, состоящий из депутатов. Мэра избирают среди депутатов совета. Он является одновременно главой муниципальной власти и государственным служащим.

Депутаты совета и мэр представляют муниципалитет. Он функционирует под контролем Комиссара республики и муниципального совета. Комиссар республики осуществляет надзор за законностью актов, принимаемых органами и должностными лицами муниципалитета.

Компетенция местной власти

Для континентальной модели местного самоуправления характерно позитивное регулирование местной власти. Муниципальные органы вправе принимать любые решения, которые не запрещены им законом. Таким образом, компетенция местного самоуправления формируется по остаточному принципу.

В законодательстве устанавливается перечень функций, которые выполняет государственная власть. Остальные функции, не упомянутые в законе, возлагаются на местную власть. В этом заключается одно из различий континентальной и англосаксонской моделей местного самоуправления. Для последней характерен порядок негативного регулирования.

Муниципальная власть решает только те вопросы, которые законом отнесены к ее компетенции.

Достоинства и недостатки

Преимуществом континентальной модели местного самоуправления является единство государственной и местной власти при решении управленческих вопросов на региональном уровне. Центральная власть оказывает необходимое содействие и контролирует муниципальные органы.

Помимо этого, законом детально урегулированы вопросы муниципальной службы. Она имеет то же значение, что и государственная служба. В законе определен правовой статус муниципальных служащих, их права, обязанности и гарантии. Недостатком французской модели является конфликтность.

Поскольку членов местной администрации (представительства центральной власти) назначает государство, этот выбор иногда не согласуется с интересами населения.

Кроме того, вмешательство государственной власти в виде местной администрации существенно ограничивает автономию муниципалитетов.

Континентальная модель во Франции

Изначально континентальная французская модель местного самоуправления предполагала значительное ограничение свободы местных властей. До 50 годов XX века применялась административная опека как форма взаимоотношения государственной и муниципальной власти.

Решения муниципальной власти вступали в силу только в случае одобрения местным администратором — представителем государства. Еще одной формой взаимодействия является государственный надзор за законностью решений местных органов. В 1982 г. во Франции был принят закон «О правах и свободах местных коллективов».

С тех пор государственное вмешательство в деятельность муниципальных органов значительно ограничилось.

На сегодняшний день во Франции непосредственное осуществление государственной власти в регионах выполняют Комиссары республик. Они осуществляют надзор за соблюдением законов и регламентов органами местной власти. Комиссар республики обладает широкими полномочиями: он вправе отменить акты регионального и департаментского уровня, обжаловав их в административном суде.

Другие страны с континентальной моделью

Французская модель распространилась в основном в европейских странах. Помимо этого, континентальная модель местного самоуправления характерна для таких стран, которые были колониями Франции. Данная модель отдаленно прослеживается в некоторых странах Африки.

Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует в Италии. В каждой территориальной единице назначается представитель государственной администрации. В провинции им является префект, выбранный правительством.

Он осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик. Также он возглавляет исполнительный орган.

Его избирает коммунальный совет (местный орган).

В областях Швеции функции представительства выполняет губернатор. Он назначается правительством без ограничения срока, но в любой момент его могут отстранить от должности. Губернатор осуществляет контроль за службами центральных ведомств, полицией, представительными органами местной власти.

Подобным образом работают префекты в Греции и губернаторы в Испании. В Бельгии местная власть контролируется муниципальным секретарем, назначенным правительством. Аналогичная система взаимодействия центральных и местных органов власти установлена в странах Латинской Америки.

Англосаксонская модель

Англосаксонская муниципальная модель сложилась в Канаде, Великобритании, США, Австралии. Главной особенностью этой модели самоуправления является отсутствие представителей государственной власти в муниципальных органах. Ее отличают следующие признаки:

  • Муниципальные власти правомочны принимать те решения, которые им предписаны по закону. Акты, принятые с нарушением этого правила, не имеют законной силы.
  • Муниципалитеты признаются автономными образованиями. Они не подчиняются напрямую органам государственной власти.
  • Местное население избирает не только представительные органы, но и должностных лиц.
  • В ведении органов местного самоуправления находится управление полицией, пожарной службой, дорогами, жилищным строительством, транспорт общественного пользования.
  • В странах с англосаксонской моделью предусмотрен общий государственный контроль за деятельностью муниципалитетов.

Англосаксонская система в Великобритании

В Великобритании контроль за деятельностью муниципальных органов осуществлялся министерствами, последовательно сменяющими друг друга: планирования города и села, жилищного строительства и местной власти, окружающей среды.

Наиболее часто с целью контроля министерством внутренних дел проводится инспектирование. Если инспекция обнаружит нарушения в деятельности местной власти, правительство может временно передать полномочия другим муниципальным органам или назначить новых должностных лиц.

Также в Великобритании действует специальный контролирующий орган — Комиссар по делам администрации местного управления.

В сша

В сша работу органов местного самоуправления регулируют штаты. Органы, занимающиеся вопросами муниципалитета, везде различаются. В одних штатах это могут быть структурные подразделения государственных органов, в других — департаменты.

Такие учреждения контролируют финансовую, правовую деятельность органов муниципальной власти, а также оказывают им информационное содействие.

Помимо этого, губернаторы некоторых штатов могут издавать указы, обязательные к исполнению муниципальными органами, и накладывать вето на их решения.

Европейская хартия

Европейская хартия местного самоуправления — это международный договор, устанавливающий основные принципы работы органов муниципалитета. Этот акт подчеркивает важность местного самоуправления для развития демократизации и децентрализации власти.

Государства, подписавшие Хартию, обязуются установить правовое регулирование, обеспечивающее финансовую и административную независимость местной власти. Кроме того, государства должны утвердить принцип автономности муниципальной власти на конституционном уровне. Хартия вводит понятие субсидиарности.

Это принцип, в соответствии с которым публичные обязательства должны, прежде всего, выполняться на наиболее низком уровне власти. Большую часть управленческих решений должны принимать органы муниципальной власти. Предмет ведения вышестоящих органов определяется по остаточному принципу.

Те вопросы, которые не могут решить местные органы, переходят к государственной администрации.

Источник: https://FB.ru/article/392240/kontinentalnaya-model-mestnogo-samoupravleniya-opisanie-osnovnyie-printsipyi-primeryi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.