Как построить характерные интервалы
Как строить характерные интервалы в любой тональности — MUSIC ACADEMY
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.
А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.
А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.
Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.
О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
Тут говорят кварт никогда не была уменьшённой ,а квинта увеличенной. Так вот,кто это говорит пусть сначала выучит сольфеджио,а потом » исправляет ошибки»! Это 2 пара характерных интервалов!
подскажите пожалуйста а тут точно все правильно, просто посмотрела на других сайтах и там написано совершенно по другомуЗдравствуйте, помогите пожалуйста. Диатонические и характерные интервалы. Даны интервалы, как определить тональности в которых они встречаются и разрешить их? Но основной вопрос как определить тональности? Благодарю.
Если вы не вкурсе,то кварта никогда не была уменьшенной,а квинта увеличеннои.
Спасибо Вам большое за такие подробные и понятные объяснения.
Дочка учится в музыкальной школе и не всегда все понимает, а у меня музыкальной — всего два класса образования(( так что я не великий помощник.
К сожалению учебников по сольфеджио с хорошим объяснением самой теории я нигде найти не могла. Ваш сайт — спасение. Огромнейшее спасибо . Особенно за маленькие хитрости и подсказки в табличках. С уважением Татьяна.
P.S. Надеюсь не раз еще к Вам загляну.
до-ре диез…все правильно, порядок знаков фа-до-соль-ре-ля-ми-си…если что, а там ре)
Карина, этот знак не относится к ключевому. Он принадлежит ноте ре (ре-диез), входящей в состав интервала.
я не понимаю, а в ми миноре, ведь фа диез…
Источник:
Музыкальный онлайн колледж
Увеличенные и уменьшенные интервалы
В этой статье рассмотрим основные особенности и характеристику увеличенных интервалов и научимся их строить, как в тональности, так и от произвольного звука.
Вспомним, что интервал это расстояние между двумя звуками или если выразиться более научно это соотношение или сочетание двух звуков. Для того, что бы найти интервал от любого звука нам нужно пройти определенное расстояние, которое мы измеряем по 2 параметрам:
Сколько шагов по диатонике ( то есть по нотам CDEFGAB) нужно сделать, чтобы перейти от одной ноты до другой. Например, есть интервал CA между этими звуками находится еще 5 нот (белых клавиш на фортепиано) — это звуки DEFG. Получается, что всего мы делаем 6 шагов CDEFGA. Шесть шагов дают интервал сексты (шесть — секст).
Сколько полутонов и тонов в одном интервале.
Если бы расстояние между всеми звуками диатоники было равным, то и интервалы были бы однозначными, но так как между звуками EF и BC расстояние в полтона, то даже одно и тоже расстояние по шагам будет неравнозначным по количеству тонов или полутонов.
Например, сделаем 6 шагов от звука D (EFGA) B – получили интервал DB это тоже секста, как и в предыдущем примере. Но расстояние от ноты C до ноты A = 4, 5 тонам, а расстояние от D до B = 4 тонам.
Получается, что если мы скажем секста от ноты С и секста от ноты D, то это будет лишь частичная информация о расстоянии, так как она не содержит указаний на количество тонов или полутонов. Поэтому мы говорим, что секста CA большая или мажорная, так как она строится на первой ступени мажорного лада, а секста DB малая или минорная.
Как появляются увеличенные или уменьшенные интервалы?
Здесь нет ничего сложного. Причина появления этих интервалов опять же в точности обозначения ступеневого и тонового соотношения (величины) интервалов.Например, если мы возьмем такое соотношение звуков F – G# и попробуем посчитать, что это за интервал, то получим следующее.
Считаем сколько шагов мы делаем. FG это 2 шага, то есть интервал секунда.
Считаем количество тонов — оно равно 1,5 тона
То есть по ступеням это интервал секунда, а по количеству тонов интервал малой терции. Получается, что этот интервал больше на полтона чем большая секунда FG. Такой интервал мы называем увеличенным.
Явление при котором интервалы имеют одинаковую тоновую величину, но разное количество ступеней называется энгармонизмом интервалов, а сами интервалы называются энгармоническими.
Некоторые могут спросить, а зачем записывать это как FG#, если можно записать как FAb и получить малую терцию? Такой вопрос, как правило, связан с непониманием природы тональности.
Например, интервал FG# возможно получить в тональности Am, но ноты Ab в тональности Am нет и быть не может, так как незыблемое правило гласит — тоника изменятся не может, так как мы получим другую тональность. Кроме того, интервал увеличенной секунды в мелодии звучит не также, как интервал малой терции, что объясняется свойством ступеней лада, а также напоминает о дотемперированой эпохе музыкального строя.
Итак, если интервал больший чем большая секунда мы называем увеличенным, то отсюда делаем простой вывод интервал меньший чем малый мы называем уменьшенным.
Например, малая терция AC, а ACb будет уменьшенной терцией. То есть для того, чтобы получить увеличенный интервал нам нужно поднять на полтона верхний звук, без изменения его названия или понизить нижний, а для получения уменьшенного понизить верхний или повысить нижний.
Источник: https://shademark.ru/muz-teoriya/kak-stroit-harakternye-intervaly-v-lyuboj-tonalnosti.html
Характерные интервалы. Что такое характерные интервалы
По сложности многие сравнивают теорию музыки с математикой, и какая-то доля правды в этом есть, ведь именно математика стала прародителем современной теории музыки. Даже на элементарном уровне музыкальной школы некоторые темы вызывают у учащихся множество вопросов, и одной из самых сложных для понимания тем являются характерные интервалы.
Интервалы в музыке
В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.
Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие.
Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов.Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.
Что такое характерные интервалы
Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, следует познакомиться с ладами гармонического мажора и минора, так как эти 2 темы тесно связаны между собой. Итак, характерными называют интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре, обязательно при участии гармонической ступени. Характерными являются следующие пары:
- Увеличенная секунда — уменьшенная септима (ув.2 — ум.7).
- Увеличенная квинта — уменьшенная кварта (ув.5 — ум.4).
Эти интервалы интересны и сложны тем, что никогда не встречаются в натуральных ладах, причём следует быть внимательными: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 абсолютно разные группы. Помните также, какие именно ступени в мажоре и миноре изменяются в гармоническом ладу:
Мажорные интервалы
Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:
- ув.2 — 6 ступень;
- ум.7 — 7 ступень.
На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.
Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях.
В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения.
Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:
- Ув.5 — 4 ступень.
- Ум.4 — 3 ступень.
Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.
Минорные интервалы
Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:
- ув.2 — 6 ступень;
- ум.7 — 7 ступень;
- ув.5 — 3 ступень;
- ум.4 — 7 ступень.
Построение интервалов в миноре и мажоре
Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики. Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы. Сначала отсчитываем от звука 7 ступеней, а затем корректируем результат по количеству тонов: их должно быть 4,5. Теперь надо просчитать, в каких тональностях встречается данный интервал.
Для этого следует принять этот звук за 7 ступень тональности, и вы получите мажорную и минорную тональность. К примеру, если ум.7 нужно построить от звука ми, то тональностями будут гармонические фа мажор и фа минор. По такой же методике строятся и остальные характерные интервалы. Сольфеджио располагает и другими способами, однако этот наиболее прост и понятен.
Разрешение характерных интервалов
Так как характерные интервалы являются диссонирующими и неустойчивыми, им обязательно необходимо разрешение в консонирующий и устойчивый интервал. Однако примите во внимание, что диссонанты могут разрешаться в любой консонанс, вне зависимости от того, устойчив ли он. Неустойчивый же интервал должен разрешаться только в устойчивый.
Изучение разрешения характерных интервалов следует на основе лада. Это обусловлено тем, что в музыке разрешение основывается именно на переходе неустойчивых звуков в устойчивые. По этой причине, чтобы разрешить интервал, необходимо знать тональность, в которой он был построен.
Разрешение характерных интервалов в точности совпадает с разрешением неустойчивых звуков. Если оба звука неустойчивы, то они переходят в ближайшие устойчивые, согласно принципу тяготения. Если же один звук в интервале устойчив, он остаётся на месте, а изменяется только неустойчивый звук.
Обращение интервалов
В теории музыки обращением называют перенесение звука на октаву вверх или вниз. Сам интервал и его обращение в сумме должны составлять чистую октаву, в другом случае проверьте построение на ошибки. Обращение имеет целую систему со своими правилами и закономерностями, которые стоит хорошо помнить:
- При обращении чистого интервала получается также чистый.
- Обращение малого интервала даёт в результате большой, и наоборот.
- Уменьшённый интервал при обращении даёт увеличенный, и наоборот.
Теперь ознакомимся с обращениями конкретных интервалов, включая характерные интервалы:
- Прима переходит в октаву.
- Секунда в септиму.
- Терция в сексту.
- Кварта в квинту.
Что касается характерных интервалов, ув.5 и ум.4 являются взаимозаменяемыми, что значительно облегчает построение обращений. Вторая пара характерных разрешается по принципу тяготения. Увеличенная секунда разрешается в сторону расширения и образует чистую кварту (5 ступень лада). Уменьшенная септима разрешается в сторону сужения и образует чистую квинту (1 ступень лада).
План построения характерных интервалов
В заключение статьи рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства учащихся. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:
- Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.
- Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является «характерным».
- Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта «волшебная ступень» — шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.
Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях. Чтобы не запутаться, зарисуйте себе следующую табличку:
Мажор | Минор |
VIb | VI |
VII | VII# |
VIb | III |
III | VI# |
Теперь вам будет очень легко построить все интервалы, тем более что один звук уже известен. Есть один секрет, а скорее, закономерность, запомнив которую вы сможете быстро запомнить эту таблицу.
Итак, в мажоре все увеличенные интервалы строятся на 6 пониженной ступени, а в миноре все уменьшенные — на 7 повышенной.
Теперь, построив первую пару, можно быстро построить и вторую, так как характерные интервалы тесно связаны между собой и практически обращаются друг в друга.
Отличия тритонов от характерных интервалов
Следует быть внимательными и знать отличия тритонов от характерных интервалов, так как это является одной из самых распространённых ошибок. Итак, тритон — это интервал, в состав которого входят ровно 3 тона: увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны могут строиться как в диатонических, так и в гармонических и мелодических тонах, поэтому путать их с характерными нельзя.
Тритон — это сильный диссонанс, который входит в состав доминантового септаккорда. К слову, относительно тритонов ходит множество суеверий, одно из них гласит, что музыка, содержащая тритоны, — музыка дьявола.
Именно так считали средневековые церковнослужители, поэтому в духовной музыке тех времён использование тритонов как вместе, так и последовательно, было строжайше запрещено.
Запрет был настолько серьёзен, что нарушителям грозил визит инквизиции.
Источник: https://FB.ru/article/148210/harakternyie-intervalyi-chto-takoe-harakternyie-intervalyi
Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?
Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.
Предыдущие важные темы:
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?
Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».
Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.
Таблица — Качественная величина чистых, больших и увеличенных интервалов
Исходныйинтервал | Сколькотонов | Увеличенныйинтервал | Сколькотонов |
ч.1 | 0 т. | ув.1 | 0,5 т. |
б.2 | 1 т. | ув.2 | 1,5 т. |
б.3 | 2 т. | ув.3 | 2,5 т. |
ч.4 | 2,5 т. | ув.4 | 3 т. |
ч.5 | 3,5 т. | ув.5 | 4 т. |
б.6 | 4,5 т. | ув.6 | 5 т. |
б.7 | 5,5 т. | ув.7 | 6 т. |
ч.8 | 6 т. | ув.8 | 6,5 т. |
Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».
Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.
Таблица — Качественная величина чистых, малых и уменьшенных интервалов
Исходныйинтервал | Сколькотонов | Уменьшённыйинтервал | Сколькотонов |
ч.1 | 0 т. | нет | нет |
м.2 | 0,5 т. | ум.2 | 0 т. |
м.3 | 1,5 т. | ум.3 | 1 т. |
ч.4 | 2,5 т. | ум.4 | 2 т. |
ч.5 | 3,5 т. | ум.5 | 3 т. |
м.6 | 4 т. | ум.6 | 3,5 т. |
м.7 | 5 т. | ум.7 | 4,5 т. |
ч.8 | 6 т. | ум.8 | 5,5 т. |
Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?
Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).
Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:
Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:
Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.
Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:
Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.
Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх
Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх
Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх
Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх
Энгармонизм интервалов
Что такое энгармонизм? Это равенство элементов музыки по звучанию, но неравенство по названию и записи. Простой пример энгармонизма – звуки ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ. Звучит одно и то же, но названия – разные, и записываются тоже по-разному. Так вот, интервалы тоже могут быть энгармонически равными, например, малая терция и увеличенная секунда.
Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.
В энгармонически равных интервалах качественная величина, то есть число тонов и полутонов совпадает, а вот количественная величина (число ступеней) – разное, именно поэтому они складываются из разных звуков и по-разному называются.
Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!
Источник: https://muz-teoretik.ru/uvelichennye-i-umenshennye-intervaly/
Как строить характерные интервалы в любой тональности?
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Как строить характерные интервалы?
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.
А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.
А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.
Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.
О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
Источник: https://music-education.ru/kak-stroit-harakternye-intervaly/
Характерные интервалы
Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов
определение
приложение
первая пара характерных интервалов
вторая пара характерных интервалов
разрешения характерных интервалов
метод логического поиска
таблица характерных интервалов
Определение
Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:
Они образуются только при участии гармонической ступени.
Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.
К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:
Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.
Если точно, это: ув.2ум.7 и ув.5ум.4
Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:
Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.
В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:
В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:
Приложение для телефонов (планшетов)
операционная система ANDROID
Файлы:
Характерные интервалы Версия:1.1 |
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки. Демо видео-ролики (как работает на телефоне) для активации требуется регистрация |
См. демо 15.05.2015 Русский Android 3.33 MB 2269 |
В чем удобство данного приложения для телефона:
1. это обучающий материал у вас в кармане
2. оно работает и без наличия Интернета
3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)
4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях
5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки
6. приложение без Интернета работает целую неделю, если хотите поменять точку старта работы, — просто активируете его в любое время
Первая пара характерных интервалов
Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов
В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:
ув.2 – на VI ступениум.7 – на VII ступени
Первую пару найти проще:
Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:
Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.
Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.
Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:
Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:
Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.
На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.
2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.
2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.
Вторая пара характерных интервалов
А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.
Потому что:
Для мажора — в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов
увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)
Для мажора:
1) на VI ступени строится ув.5 соответственно (при обращении )
2) на III ступени строится ум.4
Для минора:
1) на VII ступени строится ум.4соответственно (при обращении )
2) на III ступени строится ув.5
Разрешения характерных интервалов
Как разрешать характерные интервалы:
Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.
Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I).
Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные – сужаются.
Первая пара
Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих , причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)
1) ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих наружу
2) ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих внутрь
Как видно из двух схемы, разницы по первой паре нет никакой, абсолютно одинаковые для мажора и минора варианты разрешения с участием одних и тех же ступеней.
Вторая пара
Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному
Мажор:
1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз
2) ум.4 (на III ст.) разрешается в м.3 движением верхнего голоса вниз (гармонической сексты — в доминантовый тон).
Минор:
1) ум.4 (на VII ст.) разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы — в тонику).
2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх
Логический поиск характерных интервалов
Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:
Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов.
Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия.
По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические.
В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.
Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:
1) Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.2) Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале.
Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.
3) Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.
7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).
4) Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.
5) Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал.
Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано).
Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:Критически оцениваем:
6) Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).
Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).
7) Проверяем далее. Терция от VI ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.),
квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).
Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).
8) Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.
Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.
9) Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.
Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.
Таблица характерных интервалов
в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе
знаков при ключе | Характерные интервалы в мажоре | Характерные интервалы в миноре |
0 знаков при ключе | До мажор: | Ля минор: |
1 знак при ключе | Соль мажор: | Ми минор: |
Фа мажор: | Ре минор: | |
2 знака при ключе | Ре мажор: | Си минор: |
Си-бемоль мажор: | Соль минор: | |
3 знака при ключе | Ля мажор: | Фа-диез минор: |
Ми-бемоль мажор: | До минор: | |
4 знака при ключе | Ми мажор: | До-диез минор: |
Ля-бемоль мажор: | Фа минор: | |
5 знаков при ключе | Си мажор: | Соль-диез минор: |
Ре-бемоль мажор: | Си-бемоль минор: | |
6 знаков при ключе | Фа-диез мажор: | Ре-диез минор: |
Соль-бемоль мажор: | Ми-бемоль минор: | |
7 знаков при ключе | До-диез мажор: | Ля-диез минор: |
До-бемоль мажор: | Ля-бемоль минор: |
Таблица всех характерных интервалов во всех тональностях дана учащимся для проверки знаний. Ее невозможно вызубрить. Для того, чтобы разобраться с построением и разрешением характерных интервалов, — изучайте материалы, представленные непосредственно до самой таблицы.
Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/characteristic-intervals