Нормы политики и примеры

Политические нормы и традиции: примеры

Нормы политики и примеры

Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?

Определение термина

Рассматриваемая тематика имеет сложную структуру и заметный дискуссионный компонент. Первый аспект, в котором полезно рассмотреть политические нормы — определение.

Распространена трактовка, по которой под рассматриваемым термином следует понимать меры регуляции активностей в сфере государственного управления и области взаимодействия властных институтов, общества и индивидов.

Есть разные виды политических норм: они могут быть представлены в виде законов, традиций, обычаев, ценностных ориентиров, духовных и культурных приоритетов. Могут дополняться принципами — элементами, которые не носят характер регулирования, но часто играют не менее значимую роль, чем собственно нормы.

Но вне зависимости от конкретной разновидности, меры регуляции, о которых идет речь, касаются политической сферы общества.

То есть они затрагивают властные отношения, выборные процессы, работу общественно-политических объединений, активностей социальных и этнических групп.

Политические принципы и нормы могут реализоваться на различных уровнях — общегосударственном, региональном, муниципальном.

Меры регуляции, о которых идет речь, устанавливаются с целью обеспечения контроля со стороны государства и общества за коммуникациями с участием отдельных индивидов, классов, представителей политических партий и иных общественных объединений. Другая важная функция, которую выполняют политические нормы — защита интересов государства и граждан от внутренних деструктивных факторов и внешнего воздействия.

Смежный характер норм

Можно отметить, что меры регуляции, о которых идет речь, очень близки, а в некоторых случаях идентичны источникам регулирования процессов в обществе — социальным нормам. В ряде случаев их непросто разграничить в силу того, что объект контроля — один и тот же, а содержание регулирующих положений — схожее. Политические, социальные нормы часто рассматриваются в едином контексте.

В соответствии с одной из трактовок, рассматриваемые меры регуляции — частный случай социальных. Эта точка зрения близка тем исследователям, которые считают общество первичным в отношении государства.

Аналогичным образом понимаются и правовые нормы — то есть те, которые изложены в законах. То есть каким бы ни был тот или иной регулирующий механизм, он так или иначе будет соотноситься с общественной сферой.

Политические и правовые нормы будут частными вариантами социальных.

Нормы и ценности

Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом.

Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности — проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.

В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей.

Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления.

Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.

Нормы и традиции

В начале статьи мы отметили, что одной из разновидностей политических норм могут быть традиции. Основное их отличие от принципов — в том, что они носят характер, не предполагающий их альтернативного понимания. Если принципы как-то нуждаются в объяснении, то традиции, как правило, нет. Они понятны большинству участников политических коммуникаций.

Носителями традиций могут быть самые разные субъекты, например, политические деятели, занимающие конкретную должность. Это может быть социум, который делегирует им властные или административные функции. Это может быть политическое или иное общественное объединение, которое следует тем или иным традициям в ходе работы с избирателями или в процессе решения текущих задач.

Значимость традиций

В ряде случаев рассматриваемые элементы регулирования могут заменять правовые нормы. Например, в силу их отсутствия или недостаточной проработанности и, как следствие, неэффективности. В этом случае традиции иногда именуются «правовым обычаем».

Например, внутренняя политика России предполагает их регулярное задействование, если речь идет о правоотношениях с участием субъектов из национальных республик.

Законодателю в этом случае проще довериться сложившимся в локальных обществах моделям поведения, чем разрабатывать отдельную правовую норму.

Традиции также могут быть элементом проактивной адаптации общества к новым реалиям или влиянию неких факторов, которые текущая законодательная база не предусматривает. При этом, если задействование традиций в целом становится адекватной реакцией политического субъекта на изменения, то они вполне могут стать основой для формирования соответствующих правовых положений.

Традиция — важнейший инструмент трансляции накопленного обществом в ходе исторического развития опыта участия в тех или иных политических коммуникациях.

Их наличие способствует выработке в социуме образцов реагирования на опасные с точки зрения устойчивости государства факторы.

Например, в случае напряженной внешнеполитической обстановки общество, имевшее исторический опыт участия в масштабных конфликтах, может проявить готовность к мобилизации всех сил на то, чтобы спасти свою страну.

Влияние традиций на сферы общественных коммуникаций

Политические традиции влияют не только на сферу, в которой реализуются властные отношения и функционируют государственные институты, но также и на иные области социальных коммуникаций.

Население РФ, которое традиционно характеризуется высоким уровнем патриотических настроений, с высокой вероятностью окажется готовым, например, не покупать товары импортного производства, попавшие под санкции.

В этом смысле прослеживается влияние традиции — любви к Родине — на уровне бизнеса, хотя на первый взгляд между данными сферами мало общего.

Политические традиции, как считают многие исследователи, формируют у людей поведенческие ориентиры, которые могут предопределять фундаментальность установок на реализацию тех или иных активностей.

Человек в случае появления неких факторов, повлиявших на формирование традиции в прошлом, может без лишней подсказки определить для себя оптимальную последовательность действий в той или иной ситуации.

Например, при появлении в числе кандидатов на высокую должность в государственной системе власти людей, поддерживающих отмену института лицензирования, назначающие их субъекты вспомнят, насколько эта мера в условиях строящейся капиталистической экономики в РФ может снизить качество многих товаров и сервисов, и не станут назначать данного человека на соответствующую позицию.

Традиции могут играть важную социализирующую и воспитательную роль. То есть люди в процессе взросления и приобщения к общественным коммуникациям, при наличии сильных политических традиций, не будут нуждаться в разъяснении вещей, которые предполагают их активное участие в тех или иных компонентах государственного строительства.

Какого рода сценарии здесь могут быть уместны? Например, человек, воспитанный на сильных политических традициях уважения к истории своей страны, скорее всего, не будет уклоняться от армии, а с удовольствием пойдет в нее служить. Он будет стремиться к освоению востребованной профессии с тем, чтобы приносить пользу государству.

Традиции как фактор укрепления государственности

Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.

Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция.

Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.

Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.

Моральный аспект

Политические нормы могут быть представлены также моральными установками. Их главный признак — выражение воли, не продиктованной какими-либо предписаниями, традициями или принципами. Субъект политических коммуникаций может принять решение исходя из личного стремления помочь партнеру. Или, по крайней мере, не ухудшить его положения.

Мораль может предопределяться как индивидуальным видением человеком ситуации, так и установками, которые играют заметную роль в обществе либо отдельных его группах или объединениях — партиях, профсоюзных организациях, идеологических кружках.

Правовые нормы в политике

Право и политика — сферы, которые теснейшим образом связаны между собой.

Большинство решений, которые принимаются органами власти в современных государствах, так или иначе осуществляются в рамках юридически закрепленных механизмов.

Правовые нормы можно отнести к категории ключевых для сферы политики. Но важно то, как они будут толковаться. Также право и политика — явления, которые имеют одну принципиальную несхожесть. В чем она проявляется?

Дело в том, что в процессах с участием властных институтов очень часто принимаются решения проактивного характера, под которые попросту не разработана юридическая база или же она характеризуется явно устаревшими положениями.

Как правило, изданию того или иного акта законодателем предшествует некий прецедент, ставший поводом для разработки новой правовой нормы или корректировки существующей. Поэтому политические деятели часто принимают решения, которые могут не находить соответствия в действующем законодательном регулировании.

И это становится частым поводом для дискуссий, для обвинения тех или иных должностных лиц в несоответствии «нормам права».

Однако законодательный аспект регулирования политических коммуникаций очень важен с точки зрения обеспечения стабильности государственных институтов. Без него нельзя обойтись на современном этапе развития мирового сообщества.

И потому в большинстве развитых стран существует мощная законодательная база, регулирующая, где это возможно, различные сферы политических коммуникаций. Основной источник соответствующих норм — это обычно положения Конституции или заменяющего его свода законов.

Остальные правовые акты опираются на на них.

Безусловно, нормы могут характеризоваться одновременным влиянием законодательных положений, морали, традиций или принципов. В этом случае мы можем говорить, к примеру, о справедливом законе, соответствующем историческим предпосылкам и современным реалиям. Быть может, это идеальный сценарий, но все благонадежные субъекты политики стремятся к нему.

Критерии отнесения норм к политическим

Исходя из каких признаков те или иные регулирующие меры следует понимать как политические нормы? Пример подобного типа источника — Закон о выборах РФ. Данный правовой акт непосредственным образом касается политической сферы, а именно — процедур, связанных с делегированием властных полномочий населением страны на уровень федеральных органов власти.

Если рассматривать российские традиции, то какие из них могут пониматься как политические нормы? Пример данного типа регулирующих установок — поддержка населением РФ централизованной модели государственного управления, сильного федерального центра.

Именно этой традицией, когда ключевые решения должны приниматься в Москве, многие политологи объясняют тот факт, что россияне выбирают партии и кандидатов с консервативной философией, формирующих свои программы с акцентом на поддержание вертикали власти.

Эта традиция действует давно, и она имеет исторические объяснения. Россия всегда была де-факто унитарным государством с центростремительными политическими трендами в силу специфики своего формирования. Внутренняя политика России во многом строится исходя из подобной традиции.

Население осознанно делегирует основную часть властных полномочий Москве, однако ожидая от управленческих решений столицы соответствующих результатов.

Современные массовые политические партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — так или иначе предполагают в ходе реализации своих программ следование указанной традиции. Все ключевые решения, независимо от того, кто выигрывает парламентские выборы, принимаются в Москве.

В числе моральных принципов также можно обнаружить политические нормы. Пример — установка правительства страны на списание внешних долгов в отношении стран, которые объективно не смогут рассчитаться по займам.

Вроде бы, с точки зрения права, государство вправе затребовать долг в полном объеме. Более того, политическая традиция может характеризовать кредитора как принципиального сборщика всех задолженностей.

Но не исключен сценарий, при котором власти страны-кредитора в силу моральных принципов примут решение списать долг.

Источник: https://autogear.ru/article/186/148/politicheskie-normyi-primer-chto-takoe-politicheskie-traditsii/

Политические нормы: примеры из жизни

Нормы политики и примеры

Политика – то, что всегда существовало, существует и будет существовать еще очень долгое время.

Система политических действий призвана к управлению некоторыми категориями территорий – начиная от стран и заканчивая различными поселками.

Политика для лучшего своего воздействия делится на различные партии и организации. Как же они взаимодействуют и помогают ли управлению – вот, что мы разберем в данной статье.

Что такое политические нормы?

Есть такие понятия, как политические субъекты – те, кто так или иначе связан с политикой и работает в этой области. Так вот, для лучшего и более эффективного управления между этими субъектами должен существовать некоторый нейтралитет.

Мы назовем это политическими нормами. Примером является регулирование отношений между данными субъектами, а точнее, партиями и организациями по поводу политической власти.

Естественным образом данные нормы имеют юридически закрепленные акты и документы (например, программы партий или конституции).

Причины появления

Появление политических норм связано с целым рядом причин, и это не учитывая основную цель – регулирование отношений между субъектами политики:

  • во всем ищется смысл и выгода, поэтому создание норм свидетельствует о желании достичь определенных политических целей;
  • данные нормы являются явным показателем деятельности политических индивидов;
  • определяют права и обязанности каждого политического деятеля, что и позволяет при возникновении конфликтов предъявить определенное доказательство правоты, или опровергнуть ее;
  • всегда появление таких норм зависело от самой ситуации в стране.

К сожалению, сейчас во многих странах практически невозможно установить нейтралитет между политическими партиями из-за многообразия их интересов. Большую роль также играет влияние общества – все-таки, кого избирать и на какой срок, решает население страны, – это также пример политических норм.

Правило достижения власти

Основным правилом достижения политической власти и есть политические нормы. Их используют для осуществления достижения определенных необходимых государству действий.

Несоблюдение данных норм грозит субъекту политическим наказанием или, как его еще называют, политическим насилием – негативными санкциями, угрозы применения средств и так далее. Напротив, соблюдение норм политических отношений – позитивными санкциями.

Государственные лидеры активно руководствуются данными факторами во избежание конфликтов и других политических проблем между партиями и организациями.

Деление на правовые и моральные нормы

Политические нормы всегда делятся на правовые и моральные, а они, в свою очередь, могут по-разному взаимодействовать.

Моральные нормы играют огромную роль в работе современной политики. Один политический философ Джон Ролз утверждает, что справедливость в данной сфере крайне важна, как и обоснованные факты для науки. Справедливость и совесть, свобода и равенство – вот факторы действия моральных норм в современной политике и пример политических норм.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Правовые же нормы имеют непосредственное отношение к самой политике. Такие нормы всегда зафиксированы юридически, например, различные конституции и акты.

Обычаи и традиции

Те обычаи, которые передаются из поколения в поколение в определенной стране, также влияют на ее развитие и политическую деятельность.

С одной стороной, рассматриваемые нами нормы не имеют ничего общего с культурой этнического населения, традициями и обычаями, но с другой – это именно то, что заведомо формирует данные нормы.

Примером из жизни политических отношений является Великобритания – страна, в которой вышеупомянутые нормы зафиксированы как закон. Однако этот закон там вступает в силу только из-за глубокого уважения населения и государственных лидеров к традициям страны.

Взять даже инаугурацию президента – не что иное, как формальность, обычай, традиция, которую соблюдают во всем мире из года в год. Но это и есть пример нормы политических отношений. Целью такого рода норм в политике является желание подчеркнуть всю значимость торжества, события и так далее; отдать дань уважения определенному национальному празднику.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Взаимодействие норм

Такое взаимодействие напрямую связано с ситуациями в обществе. Его определяют таким понятием, как отношение собственности.

Они выступают как нормы регулирования уже не политических субъектов, а субъектов всего общества, определяют отношения между различными классами.

Что тогда связывает данные порядки с политическими нормами? А то, что они регулируют все эти взаимоотношения, отталкиваясь от политической власти.

Таким же способом регулируются действия политических и правовых норм. Они, хоть и похожи, но управляются по-разному и имеют разные источники происхождения.

Если субъектом правовых норм руководит государство и власть, то в политических нормах управлением занимается множество субъектов, в разное время разными.

Получается так, что право начинает преобладать над властью государства, не позволяя не правового поведения в обществе.

var blockSettings12 = {blockId:»R-A-116722-12″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,async:!0}; if(document.cookie.indexOf(«abmatch=») >= 0){ blockSettings12 = {blockId:»R-A-116722-12″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,statId:7,async:!0}; } !function(a,b,c,d,e){a[c]=a[c]||[],a[c].push(function(){Ya.Context.AdvManager.render(blockSettings12)}),e=b.getElementsByTagName(«script»)[0],d=b.createElement(«script»),d.type=»text/javascript»,d.src=»//an.yandex.ru/system/context.js»,d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)}(this,this.document,»yandexContextAsyncCallbacks»);

Приоритет права над государством является обязательным фактором развития современного общества и его культуры. А все потому, что в погоне за властью про культурные обычаи политики достаточно часто забывают.

Политические нормы могут и не вступать во взаимодействие с культурными ценностями из-за того, что они могут отходить от идеальных принципов ведения политической жизни, или же не соответствуют условленной справедливости, равенству, свободе слова и так далее. В этом отображена суть их существования, динамика работы политических субъектов и взаимодействие с культурным миром.

В современном мире такие нормы показывают полноту политических знаний, характеризуют действия современных лидеров и регулируют отношения между партиями и другими субъектами политики; между политикой и культурным обществом.

Да, политические, моральные и правовые нормы, несомненно, нужны. Они не допускают конфликтных ситуаций в политике и не только, устанавливают определенное взаимодействие между политиками и населением, что очень необходимо современному обществу.

Источник: https://www.nastroy.net/post/politicheskie-normyi-primeryi-iz-jizni

Политические нормы: пример. Что такое политические традиции?

Нормы политики и примеры

Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?

Нормы религиозные, политические, корпоративные, морали

Нормы политики и примеры

Каждый вид норм отличается сущностью, составом и нормативными актами, регламентирующими их.

Религиозные нормы

Данная категория включает комплекс обязательных религиозных норм для прихожан, которые постановили различные церковные конфессии. Как правило, они вносятся в специальные книги, именуемые священным писанием:

  • Библия;
  • Талмуд;
  • Сунна;
  • Законы Ману.

Нормативные акты принимаются церковными обществами, собраниями духовенства и высшими чинами церкви. Нередко правила могут выноситься в качестве комментариев к отдельным частям текста в книгах.

Религиозные нормы регламентируют порядок проведения и соблюдения:

  • церковных служб;
  • обрядов;
  • постов.

Правила и акты могут быть представлены в виде нравственных указаний.

Пример 1

Например, заповеди, содержащиеся в Ветхом завете: не укради, почитай родителей своих, не убий и т.д.

В истории были периоды, когда религиозные нормы обладали юридическим характером. Чаще всего это было характерно для эпохи древности и Средневековья.

Пример 2

Например, каноническое право в средневековой Европе считалось незыблемым.

Однако и в современном мире встречается подобный подход к использованию религиозных текстов. Чаще всего это наблюдается в мусульманских странах, где Коран и Сунна имеют особое значение и важность. Также на начальном этапе существования СССР мусульманское право использовалось в отдельных областях Кавказа и Средней Азии.

На данный момент в большинстве цивилизованных государств власти не препятствуют свободному совершению различных церковных обрядов, если они не нарушают нормы действующего законодательства.

Такая деятельность не преследуется законом, но не имеет юридической значимости.

Однако, если совершаемые действия религиозного характера нарушают общественную мораль или связаны с насилием над личностью, они могут попасть под административную и уголовную ответственность.

Религиозные запреты и дозволения рассматриваются в качестве одного из способов взаимоотношения между людьми, который сформировался на протяжении длительной социальной истории. В большинстве случаев они выступают для нормализации человеческого существования, поскольку трактуются верующими, как источник мудрости и благоденствия.

Политические

Эта категория включает комплекс правил, на основе которых построены взаимоотношения между классами, нациями, сословиями, партиями и другими общественными объединениями, чья деятельность направлена на получение, удержание и использование власти. К политическим нормам относятся:

  • общие лозунги (строительство коммунизма, принцип народовластия, внедрение основ рыночной экономики и т.д.);
  • конкретные политические предложения (приватизация государственной собственности, внедрение местного самоуправления, программа по развитию экономики, пенсионные и налоговые реформы).

Политические нормы позволяют выражать гражданам классовые, коллективные и групповые интересы, давать оценку политической ситуации. Они часто присутствуют в:

  • идеях философов, политиков, партийных лидеров;
  • общих и конкретных программах;
  • публичных выступлениях;
  • структуре государственной власти;
  • уставах и программах партий и общественных объединений.

Взаимодействие норм может иметь общеподдерживающий, компромиссный или враждебный характер. На данный фактор влияют:

  • конкретные исторические условия;
  • соотношение классовых, религиозных и национальных сил;
  • уровень осознания общества и развития культуры.

Во избежание политического произвола и образования тоталитарного режима главенство принятых норм над правом не допускается. Они должны опираться исключительно на закон для сохранения демократического строя и цивилизованного гражданского общества. Если правительство не будет ограничено правом, интересы людей перестанут быть основным объектом деятельности властей.

Корпоративные

Данная категория включает комплекс правил, известных также под названием «нормы общественных объединений». Они созданы для регулировки прав и обязанностей людей, состоящих в партиях, профсоюзах, добровольных обществах, в числе которых:

  • молодежные;
  • женские;
  • творческие;
  • научные;
  • культурно-просветительские;
  • спортивно-оздоровительные.

Кроме того, корпоративные нормы регулируют порядок создания и работы общественных объединений, включая полномочия и размер членских взносов, а также их взаимодействие с правительственными органами.

Они преподносятся в виде уставов и задокументированных правил, учитывая интересы членов определенной группы, и распространяются только на нее.

Если человек нарушит предписанные нормы, ему придется понести наказание в виде выговора, исключения из объединения или других мер воздействия.

Замечание 1

Комплекс корпоративных норм дополнительно включает уставы, учрежденные кооперативами и другими негосударственными коммерческими организациями.

Деятельность любого объединения также может регулироваться и юридическими нормами. Организация должна функционировать в соответствии с действующим законодательством. Сюда входит:

  • формирование правовой основы;
  • общий порядок создания и деятельности;
  • взаимодействие с органами правительства.

Каждое объединение имеет право существовать свободно, руководствуясь конституционными предписаниями. Ни один человек не может быть насильно заставлен вступить в какую-либо организацию и пребывать в ней.

Закон запрещает создавать объединения, которые будут вести преступную деятельность или использовать насильственные методы. У каждой организации должен быть список задач, предусмотренный уставом, за пределы которого не могут выходить ее действия.

Моральные

Определение 1

Мораль – термин, включающий представления людей о том, что такое добро и зло, честь, совесть, справедливость. Дословно данное определение переводится с латинского как «нравственный».

Граждане руководствуются моралью для оценки действий, совершаемых окружающими. Она включает в себя чувства, эмоции и переживания, которые испытывает человек, анализируя чужое поведение и поступки.

Мораль выступает в качестве формы общественного сознания. Как и право, она на протяжении истории развивалась и изменилась, отражая уровень развития общества. Моральные принципы формировались на основе социальной структуры и зависели от разных факторов:

  • национальных;
  • религиозных;
  • бытовых;
  • экономических.

В зависимости от исторического периода нормы морали могли совпадать или, наоборот, быть полностью противоположными друг другу.

Пример 3

Например, мораль в первобытном обществе, эпохе рабовладения, феодализма значительно отличалась от современного мира.

Совесть, порядочность, честность и осознание собственного долга являются высшими моральными принципами для человека. Он должен уметь давать личностную оценку не только окружающим людям, но и себе, оценивая собственное поведение.

В основе деятельности общества и взаимоотношений между людьми лежат нормы и принципы, которые вырабатывались человечеством на протяжении всего существования. Их список включает:

  • милосердие;
  • человеколюбие;
  • принципиальность;
  • справедливость;
  • трудолюбие.

«Золотое правило», включающее все гуманные взгляды, которые выработал человек, воплотилось в пословице: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Данный принцип лег в основу ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин может осуществлять действия, не ограничивающие права и свободы других людей.

Вывод 1

С учетом всех перечисленных предписаний был сформирован последний вид социальных правил, которым стали нормы права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normy-religioznye-politicheskie-korporativnye-mora/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.