Продолжительность рабочего времени поваров в школе интернат
Норма рабочего времени для повара
К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ, объяснив это следующим. По общему правилу режим рабочего времени устанавливает работодатель в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 100, ст. 189 Трудового кодекса).
По действующему законодательству нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ ).
Отмечается, что в большинстве случаев трудовое законодательство не содержит ограничений в части продолжительности рабочего дня, за исключением работников, которым законодательно определена продолжительность ежедневной работы (смены) (cт.
94 ТК РФ) и работников, которым за счет особого характеры работы установлены как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени (ч. 2 ст. 100 ТК РФ). А следовательно, для остальных работников работодатель может установить в правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре любую продолжительность рабочего дня.
Распространяется ли правило о сокращении рабочего времени на час накануне нерабочего праздничного дня на совместителей? Ответ – в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Однако стоит учитывать право работника на ежедневный (междусменный) отдых (ст. 107 ТК РФ).
Продолжительность такого отдыха в ТК РФ не указана, но при этом продолжается применяться правило советского периода о том, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п.11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24 сентября 1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»).
Применение такого правила подтверждается действующей судебной практикой (решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 апреля 2014 г. по делу № 2-106/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 марта 2014 г. по делу № 33-4219/2014, кассационное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда по делу № 33-1085/2011).
Таким образом, специалисты пришли к заключению о том, что продолжительность ежедневного отдыха при рабочем дне, равном 12 часов, вместе со временем обеда должна составлять не менее 24 часов, причем сразу после работы.
Если же работник работает два дня подряд, а затем два дня отдыхает, при этом продолжительность рабочего дня равна 12 часов, а работа и в первый, и во второй дни начинается в одно и то же время, его право на ежедневный отдых нарушается.
Отметим, что согласие работника на работу по такому графику не может служить основанием для установления режима рабочего времени, ухудшающего положение работника по сравнению с трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ).
Продолжительность рабочего времени
- Трудовое право
- Предмет трудового права
- Функции трудового права
- Субъекты трудового права
- Принципы трудового права
- Источники трудового права
Рабочее время
Рабочее время — часть календарного времени, затрачиваемого на производство продукции или выполнение определенного объема работ и услуг.
Рабочее время является косвенной оценкой затрат труда. Для отдельного работника рабочее время обычно измеряется в часах и днях. Для совокупности работников — в человеко-днях, человеко-часах.
Отработанным человеко-днем считают день, в который работник явился на работу и приступил к ней. Отработанным человеко-часом считается час фактической работы одного работника. Фактически человеко-час, учтенный как отработанный, не всегда состоит из 60 минут работы.
Мелкие перерывы в работе выявляют с помощью хронометража и фотографии рабочего дня.
Сокращенный рабочий день
Наряду с нормальной продолжительностью рабочего времени трудовое законодательство предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время, ненормированный рабочий день.
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для некоторых категорий работников и обусловлена, как правило, условиями труда, возрастом, физиологическими особенностями и рядом других факторов.
Так, для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени установлена не более 36 ч в неделю; в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 ч в неделю; для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул — не более 24 ч в неделю; для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — не более 36 ч в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю) устанавливается также для ряда категорий работников, предусмотренных в списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, например, для поваров, работающих у плиты, кондитеров, непосредственно занятых у кондитерских печей; для лиц, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях и др.
Кроме того, сокращенное рабочее время установлено для отдельных категорий работников, работа которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением (учителя, преподаватели, воспитатели и иные педагогические работники — 18 — 36 ч в неделю); для женщин, работающих в сельской местности (36-часовая неделя); для инвалидов I и II групп независимо от того, на каких предприятиях они работают, установлена 36-часовая рабочая неделя.
Под неполным рабочим днем понимается рабочее время, которое не менее чем на 1 ч короче установленной продолжительности смены, а под неполной рабочей неделей — рабочее время, которое не менее чем на 1 день короче установленной продолжительности рабочей недели.
Как неполный рабочий день, так и неполная рабочая неделя устанавливаются соглашением между работниками и администрацией при приеме на работу, а также во время работы. Оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (выручки).Однако если инициатива об установлении неполного рабочего времени либо его отмены исходит от работодателя, он обязан предупредить об этом работника за два месяца, поскольку существенно изменяются условия труда.
Работа в условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Следует иметь в виду, что неполное рабочее время отличается от сокращенного. Основное отличие заключается в оплате труда.
Так, если при неполном рабочем времени труд оплачивается, как было уже сказано, пропорционально отработанному времени или при сдельной оплате труда в зависимости от выработки, то при сокращенном рабочем времени оплата труда производится в полной мере, установленной законом для определенных условий работы или категорий работников.
Для руководящего, административно-управленческого, хозяйственного персонала, а также для лиц, рабочее время которых в связи с особенностями условий их труда не поддается точному учету, может устанавливаться ненормированный рабочий день. К их числу относятся руководители предприятий, их заместители и т. д.
На работников с ненормированным рабочим днем распространяются основные положения нормального режима рабочего времени.
Они могут привлекаться к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени только в отдельных случаях, когда этого требует выполняемая работа, без дополнительной оплаты.
Порядок компенсации переработки для работников с ненормированным рабочим днем может устанавливаться в коллективных договорах либо в локальных актах руководителя предприятия.Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, и они, как правило, не допускаются, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством (ст. 99 ТК). Работа признается сверхурочной независимо от того, входила ли она в круг обычных обязанностей работника или работник выполнял другое, порученное ему администрацией задание.
Сверхурочные работы могут применяться лишь с согласия работника и не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
При работе в ночное время (с 10 ч вечера до 6 ч утра) установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. У работников с сокращенным рабочим днем при работе в ночное время дальнейшее сокращение рабочего времени не производится.
К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; рабочие и служащие моложе 18 лет и некоторые другие категории работников (ст. 96 ТК).
Дежурства работников на предприятиях и в учреждениях устанавливаются для обеспечения контроля за соблюдением порядка и оперативного решения некоторых вопросов, с этим связанных.
Они вводятся после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни в исключительных случаях и только по согласованию с профсоюзным органом. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.
Не должно допускаться привлечение работников к дежурству чаще одного раза в месяц.
Дежурства в праздничные дни компенсируются предоставлением отгула той же продолжительности, что и дежурство, в течение ближайших десяти дней. При увольнении работника, не получившего отгул за дежурство, предоставляется отгул до увольнения.
Не допускается компенсация дежурства деньгами, отгулом в увеличенном размере (например, два дня отгула за один день дежурства) и удлинением отпуска, а также суммирование дней отгула с целью использовать их подряд.
К дежурствам в выходные и праздничные дни запрещается привлекать подростков, беременных женщин, кормящих матерей, матерей, имеющих детей до 12 лет, и инвалидов.
Трудовое законодательство предусматривает два основных вида учета рабочего времени: недельный и суммированный.При недельном учитывается время, затраченное работником в течение каждой календарной недели, при суммированном — время, проработанное в течение определенного календарного периода в целом (месяца, квартала, года).
Суммированный учет рабочего времени за месячный или квартальный период допускается только в тех случаях, когда невозможно установить еженедельную продолжительность рабочего времени.
Сколько часов женщина сельской местности должна работать на 1,5 ставки
Женщина в сельской школе работает поваром на ставку и там же по совместительству на 0,5 ставки уборщицей. По основной работе она отрабатывает сокращенную неделю для сельской местности 36 часов в неделю, сколько часов в неделю она должна отрабатывать по совместительству на 0,5 ставки 18 часов или 20 часов и каким документом это можно подкрепить?
Ответы юристов (2)
Добрый день, Елена.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ,
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно законодательству РФ, женщина, работающая на селе, имеет 36 часовую рабочую неделю, следовательно о,5 ставки, будет 18 часов, при этом руководствуются нормативной базой Постановления РСФСР №238 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 года.
Елена добрый день!
ТК РФ, Статья 287. Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству
Гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
Источник: https://alumn.ru/norma-rabochego-vremeni-dlja-povara/
Продолжительность рабочего времени поваров в школе интернат
заведующего по воспитательной и методической работе —-0,5 1 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 Зам.
заведующего по хозяйственной работе ——-1 1 1 1 1 1 Заведующий хозяйством -0,5 0,5 1 1 1 1 — —-Старшая медицинская сестра -0,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 2 2 Старший бухгалтер (на правах главного ——1 1 1 1 1 1 1 1 Бухгалтер -0,5 0,5 1 1 -0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Кассир —-0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,75 0,75 0,75 1 Секретарь-машинистка ——-0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Рабочий по обслуживанию -0,25 0,25 0,5 0,75 1 1,25 1,5 1,75 2,0 2,25 2,5 2,75 Кладовщик —0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кастелянша —0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечания: 1.
18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе?
Нормируемая часть определяется в астрономических часах, регламентируется школьным расписанием и учитывается в табеле учета рабочего времени учителя.
В эти часы учитель обязан находиться в школе.
Ненормируемая часть педагогической работы учителя – это другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из его должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы и др.
Сколько часов в неделю должна работать директор-женщина на селе в школе-интернате?
При этом зарплату им нужно выплачивать в полном объеме. Такой вывод следует из постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г.
№ 298/3-1 и Трудового кодекса РФ.
Если сокращенное рабочее время не установлено, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате как ().
Кроме того, за нарушение трудового законодательства, в том числе режима труда и отдыха работников, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к ().
Порядок оплаты По общему правилу при режиме оплата труда устанавливается в размере, предусмотренном для нормальной продолжительности рабочего времени, независимо от того, обязательна для данной категории сотрудников сокращенная продолжительность или нет.
Например, к категориям сотрудников, которым зарплату нужно начислить в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы, относятся: женщины, работающие в сельской местности (, ,); инвалиды I и II групп ().
Изменение режима работы поваров
1 Татьяна Вопрос задан5 ноября 2017 в 20:22 Должен ли повар в школе-интернате с круглосуточным пребыванием детей с ограниченными возможностями здоровья работать обязательно на ставку, т.е.
Это зависит от того, как Вы договоритесь с работодателем и какой режим работы сейчас прописан у Вас в трудовом договоре — полное рабочее время или нет. Согласно ст.
93 ТК РФ По СОГЛАШЕНИЮ сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части).
Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
5 ноября 2017 5 ноября 2017 5 ноября 2017 5 ноября 2017 5 ноября 2017 5 ноября 2017 Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2020 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования .
Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию? Вы уверены, что хотите выйти?
Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)»
бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;- воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог;- приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;- хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;- организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.1.3.
Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:в возрасте до одного года — 10 детей;в возрасте от одного года до трех лет — 15 детей;в возрасте свыше трех лет — 20 детей.При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Рабочее время и время отдыха работников образовательных учреждений
Продолжительность ежедневной работы (смены) Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 3,5 часа; для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением. Для работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36 – часовой рабочей неделе – 8 часов; при 30
MINI-MBA курс «МЕНЕДЖМЕНТ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ И КУЛИНАРИИ»
1.
Основы маркетинга и рекламы
- Управление отношениями с клиентом
- Бренд-менеджмент
- Маркетинговая стратегии, среда, маркетинговые каналы распространения
- Каналы распространения рекламы, интернет-реклама, медиапланирование
2.
Основы управления человеческими ресурсами и кадровый менеджмент
- Стратегия управления персоналом
- Кадровый менеджмент на практике
- Отбор, обучение и развитие персонала
3. Финансы и экономика на предприятии
- Государственное регулирование экономики и предпринимательства, малый бизнес
- Себестоимость продукции, прибыль предприятия
- Основы финансового анализа
4.
Основы предпринимательской деятельности
- Сущность предпринимательства, организационно-правовые формы
- Организация собственного бизнеса
- Основы бухгалтерского учета
- Основы налогового учета
5.
Основы административно-хозяйственной деятельности организации
- Документооборот
- Обеспечение функционирования офиса
- Организация отдела закупок
- Основы логистического менеджмента
6.
Управление проектами
- Стратегическое управление проектами
- Разработка сетевого плана
- Внедрение канбан-систем
7. Личная эффективность
- Теория мотивации
- Основы тайм-менеджмента
- Повышение личной эффективности
- Навыки делового общения
8. Основы ресторанного бизнеса
- Стратегия действий руководства, личные качества руководства и управление рестораном
- Маркетинг ресторана. Понятие спроса и рекламы
- Продвижение в сфере ресторанного бизнеса и завоевание гостя
- Управление финансами, закупки и продажи в ресторане
- Оборудование и автоматизация ресторана
- Меню, касса и бар ресторана
- Обслуживающий персонал и должностные инструкции
- Концепция и техника ресторанного сервиса
9.
Организация кулинарного производства
- Структура, технологический цикл, инструкции
- Ведение учета на предприятиях общественного питания. Склад и снабжение на кулинарном производстве
- Планирование производственной программы, автоматизация производства и рациональная организация труда
- Технологическая документация, сборники рецептур. Калькуляционные карты и основы ценообразования
- Классификация и контроль качества кулинарной продукции
- Различные технологии обработки пищевых продуктов
- Национальные кухни народов мира
- Безопасность в ресторанном деле и на кулинарном производстве
Курс «Управление ресторанным бизнесом и организация кулинарного производства» в школе ресторанного бизнеса при Университете Бизнеса №1 поможет вам изучить все основы и тонкости ведение ресторанного бизнеса. Диплом по ресторанному бизнесу, выданный по окончании курсов нашим центром ресторанного бизнеса значительно облегчит вам поиски работы и будет способствовать карьерному росту.
Как добиваться конкурентных преимуществ?
Как выработать приверженность работников к организации? Как использовать маркетинговые каналы распространения для продвижения?
Как устроен технологический цикл кулинарного производства? Ответы на все эти вопросы Вы найдете на лекциях ресторанного бизнеса и кулинарного производства в Университете Бизнеса №1! Хотите учиться ресторанному бизнесу и управлению кулинарному производству?
Подайте заявку на обучение прямо сейчас – и в скором времени Вы узнаете все особенности высокопрофессионального менеджмента в ресторанном бизнесе и кулинарном производстве! Станьте успешным руководителем вместе с Университетом Бизнеса №1!
alishavalenko.ru
1.3.6.
Дома ребенка 0,5 единицы в учреждениях свыше 50 до 65 коек; 1 единица до 80 коек; 2 единицы в учреждениях свыше 80 до 100 коек; в учреждениях свыше 100 коек — 2 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 100).
2. ПЕРСОНАЛ КУХОНЬ И СТОЛОВЫХ 2.1.
Источник: http://konsalt74.ru/prodolzhitelnost-rabochego-vremeni-povarov-v-shkole-internat-67731/
Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей
Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.
Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.
Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.
А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.
«Учитель должен оставаться в школе после уроков»
Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.
Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.
Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.
Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?
Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.
Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.
Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты
«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.
Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.
Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.
Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)
Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.
Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.
Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.
Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.
В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов
«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»
Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.
Что грозит
Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему
Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»
Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.
Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.
Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).
«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»
Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.
«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»
Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.
Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).
Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.
Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников
До недавнего времени оставался неуточненным порядок исчисления нормальной продолжительности рабочего времени педагогических работников.
Изданный Министерством образования и науки РФ приказ (который придет на смену ныне действующему постановлению Правительства РФ от 03.04.
2003 № 191) устраняет этот пробел, поскольку устанавливает четкую зависимость между нормальной продолжительностью рабочего времени и особенностями ее выполнения педагогическими работниками.
Напомним, что в соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная (по сравнению с предусмотренной ст. 91 ТК РФ) продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.
Полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника (с учетом особенностей его труда) отнесены к компетенции Минобразования России.
Согласно приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в отношении соответствующих категорий педагогических работников уточнена нормальная продолжительность рабочего времени.
В продолжительность рабочего времени педагогических работников включается:
• преподавательская (учебная) работа;
• воспитательная работа;
• другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических (других) работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается:
1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
3) педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, а также инструкторам по труду;
4) методистам и старшим методистам образовательных учреждений;
5) тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);6) руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
7) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);
8) инструкторам-методистам и старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям образовательных учреждений (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).
НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (так называемая нормируемая часть педагогической работы) может составлять от 18 до 36 ч в неделю (в том числе за ставку заработной платы для соответствующей педагогической должности (категории)). Норма часов может ограничиваться предельным значением в пересчете на год.
Норма, равная 18 ч в неделю, устанавливается:
1) учителям I–XI (XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
2) преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательскойработы за ставку заработной платы 720 ч в год);
3) преподавателям специальных дисциплин I–XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
4) преподавателям III–V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V–VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I–IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
5) педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
6) тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям;
7) преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
8) учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
9) логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Норма, равная 24 ч в неделю, устанавливается:
1) преподавателям I–II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;2) 720 ч в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.
НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:
1) 20 ч в неделю — для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и логопедов;
2) 24 ч в неделю — для музыкальных руководителей и концертмейстеров;
3) 25 ч в неделю — для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;
4) 30 ч в неделю — для инструкторов по физической культуре; воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
5) 36 ч в неделю — для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (не академических) часах.
ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую педагогическим работником (с его согласия) сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, должна производиться дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
В свою очередь, учителя (преподаватели), которым не обеспечивается нормативная учебная нагрузка, имеют право на получение соответствующих денежных компенсаций (доплат).
Так, учителям, которым по тем или иным причинам не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
а) учителям I–IV классов — при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;б) учителям I–IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — если они не имеют достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
в) учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;
г) учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений — если эти учреждения расположены в поселках лесозаготовительных (сплавных) предприятий и химлесхозов.
УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Учителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском (ст. 334 ТК РФ), выплачивается:
а) заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную учителю (преподавателю) за ставку заработной платы;
б) заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой;
в) заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой.
Исключение составляют преподаватели таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 ч в год.
Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального (среднего) профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Ю. М. Михайлов, эксперт
Источник: https://www.profiz.ru/kr/6_2011/prov_rab_vrem_pedrab/