Реформы местного и центрального управления петра 1

Содержание

Реформа местного управления Петра I

Реформы местного и центрального управления петра 1

Определение 1

Реформы местного управления – это организация новых и изменение старых органов управления городов и областей, которые были предприняты во время правления Петра I.

Реформу местного управления также называют Областной реформой. В самом начале XVIII века местное управление осуществлялось на основе устаревшей модели: управление воевод и система областных приказов.

В процессе петровского реформирования в эту систему начали вносить изменения. В 1702 году был введен институт воеводских товарищей, выбранных местным дворянством.

В 1705 году такой порядок стал обязательным для всех, что еще больше должно было увеличить контроль за старой административной системой.

Главным изменением в местном управлении была смена принципа административно-территориального деления страны на области (губернии).

Причины реформ местного управления:

  1. Устаревшая система местного управления мешала стране развиваться.
  2. Крепкая вертикаль власти должна предотвратить бунты и прекратить бегства солдат и крестьян.
  3. Во время Великого Посольства Петр познакомился с европейской системой местного управления, после чего решил внедрить её в России.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бурмистерская палата

Преобразование органов местного управления началось в городах. В Москве была организована Бурмистерская палата, ей отныне должны были подчиняться все выборные органы местного управления.

В состав бурмистерских местных органов входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе органов местного управления стояли президенты. В 1702 г.

отменяется институт губных старост, и их функции были переданы воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

Определение 2

Бурмистерская палата – центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России.

Деление на губернии

Реформа местного управления началась еще до появления коллегий – самого первого этапа губернской реформы. Областная реформа проводилась в период с 1708 по 1711 г., её целью было укрепить вертикальную власть на местах и лучше обеспечить армию снаряжением и рекрутами.

В самом начале реформирования страну разделили на 8 губерний, сделали это для того, чтобы сборы налогов с отдельных областей смогли содержать флот и армию, а приходящие на службу рекруты могли быть быстро задействованы на войне. Во главе губерний стояли губернаторы, которые командовали местными войсками.

Губернаторов Петр назначал сам лично, в результате они получали всю власть над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций были назначены Сенатом и находились в подчинении у коллегий.

Все четыре коллегии – Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная были расположены на местах собственными камеристами (они осуществляли контроль за налогами), комендантами и казначеями. Во главе провинции, как правило, стоял воевода.

Замечание 1

Первая областная реформа не смогла решить все поставленные задачи, зато увеличилось число госслужащих и затрат на их содержание.

Историки и исследователи петровских преобразований отмечают, что в результате областной реформы местный административный корпус демонстрировал пренебрежение к новой системе и больше склонялся к старым методам управления, с большими проблемами усваивались как новые принципы организации делопроизводства, так и новая административная лексика. Большая часть местных чиновников, едва ли могла быть отнесена к тем, кто действительно понимал, принимал и осознанно реализовывал петровскую реформу, их деятельность строилась на традициях приказно-воеводской практики управления. Приказы Петра чиновники восприняли механически, в духе неизбежности и покорности воле государя, которая не нуждалась в мотивации и должна была исполняться. Однако были те, в основном имевшие иностранное происхождение или военно-техническое образование, кто понимал потребность в таких переменах, но они были в меньшинстве.

Итоги реформ местного управления

Основные итоги реформ:

  1. Была полностью заменена административно-территориальная система деления страны.
  2. Налажена система снабжения армии от приписанных к ней губерний.
  3. Созданы магистраты – новые органы городского управления.
  4. Налоги были увеличены.

В ходе реформы 1715 года в стране сформировалась трехуровневая система местного управления и администрации, начиная с самого низкого – уезд – провинция – губерния. Главным органом, который отвечал за финансы, за судебную систему была канцелярия, после были учреждены пандраты – советники (состояли из дворянства).

В 1719-1720 годах Петра 1 провел вторую областную реформу, в результате губернии были разделены на отдельные провинции в количестве 45, во главе которых стояли воеводы, а провинции в свою очередь на территории во главе с земскими комиссарами.

Провинции в свою очередь делились на дистрикты. Важную функцию выполняли конторы, такие как контора камерских дел – отвечала за раскладку и сбор подписей и рентерен-казначейство – отвечало за приём и расход денежных средств по указу воеводы.

Происходит централизация власти, местное управления – практически не имеет влияния.

В начале XVIII века в России сложились две контрольные системы – прокуратура, во главе стоял генерал-прокурор Сената и фискалитет, по такому же принципу должности устанавливали в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занимал обер-фискал Сената.

Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. В обязанности фискалов входило делать доносы о государственных, должностных и других тяжких преступлениях и правонарушениях в учреждениях.

В их обязанности также входило выступать в суде в качестве обвинения.

Областная реформа Петра I сделала государственную жизнь России бюрократической на западноевропейский лад, те не менее реформа сыграла важную роль для победы в Северной войне, наметила деление судебной и административной власти, военной и гражданской службы. Значительно был увеличен штат государственных служащих, а значит были увеличены затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_petra_i/reforma_mestnogo_upravleniya_petra_i/

Реформы Петра 1

Реформы местного и центрального управления петра 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества.

По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство.

 Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию.

Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.

Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов.

Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование.

Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников.

Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент.

Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям.

Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду.

После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения.

Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов).

Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно.

Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе.

В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты.

Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры.

Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые – к нижним сословиям.

Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев.

Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана.

Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен.

Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России.

Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора.

Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/reformy-petra-1.html

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. – Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган.

С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор – каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);
  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия – наиболее богатые, 2-я гильдия – мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами.

Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат.

В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. – первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры.

    Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
  2. Отсутствие системы проведения реформ.
  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей).

Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны.

Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Предпосылки реформ Петра I

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа.

Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

Источник: https://historykratko.com/reformy-petra-1

Реформы управления Петра I (таблицы и схемы)

Реформы местного и центрального управления петра 1
Петр I

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти.

На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром.

Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав.

Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы реформы
1704 годБыла упразднена Боярская дума
1711 годБыл учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг.Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг.Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг.Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг.Замена приказов коллегиями
1722 год.Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Реформы Петра I в сфере управления

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Местное самоуправления после реформ Петра

-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/reformyi-upravleniya-petra-i-tablitsyi-i-shemyi/

Реформы органов местного управления Петра I Великого

Реформы местного и центрального управления петра 1

> Реформы > Административные > Реформы местного управления

Реформы местного управления — комплекс организации новых и изменения старых органов управления городов и областей, предпринятых Петром I Великим. Ключевые нововведения — изменение принципа административно-территориального деления страны на области (губернии) и введение нового органа управления городами — магистратов.

Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.

Реформа местного управления Петра I Великого

Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»

Год/СобытиеПричины и целиСуть и содержание
1699

Учреждение Бурмистерской палаты

Воеводы не справлялись со сбором налогов на уровне городовСначала являлась сосредоточением финансовой и судебной власти на уровне города, постепенно теряла свое значение из-за введения новых административных органов
1708 29 декабря — 1711

Губернская реформа
(областная)

I этап

Изменение принципов административно-территориального деления страны, обеспечение нужд армии (налогов и рекрутов)  в ходе Северной войны.Указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» разделил государство на 8 губерний с губернаторами во главе. Каждой губернии на обеспечение были приписаны отдельные полки армии.
 1719—1720

Губернская реформа
(областная)

II этап

Переустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни, упорядочивание системы в соответствие с шведской системой. Разделение судебных и административных органов.26 ноября 1718 года Петр I утвердил решение Сената об новом устройстве губерний — с 1719 года начинается преобразование по новому принципу: губернии — провинции — дистрикты
1720-1724

Создание Главного магистрата

Укрепление вертикали власти и полицейского надзора на уровне городаИзданный в 1721 году регламент главного магистрата, вводил разделение городов на разряды (по численности дворов), а жителей на категории. Создаваемые в городах магистраты состояли из выборных бурмистров, назначение которых утверждалось главным магистратом и которому они были полностью подчинены.

Причины и предпосылки реформ местного управления

  • Необходимость повышения эффективности налогообложения, а также снабжения армии и флота в условиях Северной войны со Швецией
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие
  • Укрепление вертикали власти должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян
  • Петр I во время Великого Посольства 1697-1698 годов ознакомился с европейской системой административных органов и решил использовать её в качестве основы своих преобразований

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Главы административных уровней в результате губернской реформы

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Губернаторы назначались Петром I лично и получали всю полноту власти над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям.

Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями. Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.

Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Подробнее о губернской реформе

Губернские административные органы были встроены в общую систему

Городская реформа

Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.

Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

Городская реформа Петра I

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

  • создание магистратов в других городах;
  • снабжение их уставами;
  • соблюдение правосудия;
  • создание полиции;
  • увеличение числа фабрик и заводов.

Города разделялись на разряды:

  1. Большие города (2-3 тыс. дворов);
  2. Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
  3. Города с числом дворов от 500 до 1000;
  4. Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  5. Города с числом дворов меньше 250.

Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:

Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).

Регулярные горожане избирали бурмистров в магистраты и были разделены на две гильдии

1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.

2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Общая схема органов управления

После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Подробнее о городской реформе

Итоги и результаты реформ местного управления

  • Изменен принцип административно-территориального деления государства.
  • Налажено снабжение армии и флота от приписанных к ним губерний.
  • Судебные органы не были до конца отделены от администрации.
  • Дворяне, занимающие абсолютное большинство административных должнотей, укрепили собственную власть.
  • Созданы новые выборные органы городского управления — магистраты.
  • Петр I выстроил абсолютистскую модель управления и усилил полицейский надзор.
  • Города разделены на разряды, а горожане — на категории и гильдии.
  • Увеличены налоговые поступления.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.