Налоги на экспорт нефти в россии

Содержание

Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленности

Налоги на экспорт нефти в россии

Ни для кого не секрет, что основные поступления в доходную часть бюджета идут от уплаты налогов, взимаемых с предприятий добычи полезных ископаемых и нефтяной и газовой переработки. Но если нефтепереработку облагают акцизами, то какие же налоги платят добывающие предприятия?

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение  нефтедобычи  регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а  порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщики НДПИ

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых –  добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней).

 Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации –  последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом.

Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже  25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель,  который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом  считается   обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть.  К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

Читать также: Современное положение экономики нефти

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления  в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов.

Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по  установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения.

Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим,  коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой  полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное  в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр  Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Определение налоговой базы

Налоговая база при расчете НДПИ на нефть определяется либо на основании стоимости, либо на основании количества добытого сырья.

При исчислении количества полученного ресурса можно применять два метода:

  • прямой, который основывается на данных, полученных путем измерения;
  • косвенный, основанный на значении содержания нефти в общем объеме полученного сырья.

Второй способ расчета используют только тогда, когда расчет первым способом не представляется возможным. Используемый на предприятии метод расчета  выбирается единожды и закрепляется учетной политикой организации.

Он  не меняется с течением времени и показан к применению в течение всего срока эксплуатации  месторождения. Изменение способа расчета возможно лишь после внесения изменений в технический проект или технологический процесс разработки.

Использование прямого расчетного метода для определения налоговой базы подразумевает использование следующих  расходов:

№Полезная информация
1прямые показатели
  1. прямые материальные затраты;
  2. фонд оплаты труда наемного персонала;
  3. амортизационные отчисления.

Списание прямых расходов производится в таком же порядке, как  и при учете прочих производственных процессов.

Размер прямых затрат определяется из расчета сумм, которые относятся к конкретным доходам (в случае НДПИ это – нефтедобыча) определенного налогового периода. Незавершенное производство из расчета убирают.

Расходы для налога на добычу полезных ископаемых  определяют за период, равный одному месяцу.

  • косвенные показатели (ими считаются материальные затраты, которые не входят в состав прямых расходов):
  1. расходы на ремонт оборудования;
  2. покупка дополнительного технологического оборудования;
  3. прочие непрямые затраты.

Читать также: Главные правила безопасного обращения с нефтепродуктами

Эти расходы подлежат списанию в полном объеме, который пропорционален  текущей добыче и другим видам производственной деятельности. Выручку от реализации полезных ископаемых рассчитывают исходя из цена, уменьшенной на расходы по доставке продукции.

Ставка

Она рассчитывается на основании установленной  базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для  места добычи и учитывают  динамику нефтяных цен  на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой  ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса,  утвержденными для этого участка до начала  применения лицензии;
  • Кз – определяет  уровень запасов разработки;
  • Кд  – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью  рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют,  налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно.  Для этого расчета берется среднерыночная мировая  цена на  нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Льготы по НДПИ

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством.  Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки  месторождения  нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких  потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает  Министерство энергетики, предварительно согласовав их с  Роснедрами.

Если нет актуальных  данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого  месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен   Постановлением Правительства номер 921, принятом  29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством.  Он может иметь понижающее значение в случае, когда  выработка превышает  80 процентов. Это – льгота  для старых, давно разрабатываем месторождений.

Формула расчета

Для расчета размера НДПИ применяют:

  • объем выработки (Ов);
  • нормативные потери (НПот);
  • утвержденную на данный момент ставку;
  • плавающие корректирующие коэффициенты, устанавливаемые раз в месяц.

Этот расчет достаточно прост, если нет необходимости самостоятельно рассчитывать используемые  коэффициенты.

Приведем конкретный пример.

Некая компания «А» за февраль 2014 года добыла 520 тонн нефти. Размер нормативных потерь составил 20 тонн.

Ставка налога в этом месяце была 493 руб/тонна. Пусть  коэффициент мировых цен (Кц) в этом месяце составлял 1,2000 (четыре знака после обязательны)., а все остальные коэффициенты возьмем равными единице.

Сумма НДПИ = (Ов-НПот) * ставка * Кц * Кдв * Кз*Кд

Для конкретного примера НДПИ = (520 -20) * 493 * 1,2000 * 1 * 1 * 1 = 295 800 рублей.

Сумма этого налога отражается в декларации и уплачивается в бюджет в установленные законом сроки. В декларацию также включают все цифры, которые использовались при расчете НДПИ.

Изменения, произошедшие в 2014-ом году

В конце 2013-го году произошло повышение базовой ставки НДПИ с  470 до 493 руб., или на 4,9 процента.  Одновременно с этим  ряду туронских месторождений (Красноярский край) были предоставлены льготы, для некоторых – на срок 15-ть лет.

Изменение ставки НДПИ за последние годы

В последнее время Правительство  РФ в рамках налогового маневра постоянно повышает базовую ставку этого налога. В 2016-ом она составила 559 руб/тонна. В дальнейшем предполагается провести перераспределение налоговой нагрузки с предприятий-экспортеров  на предприятия нефтедобычи.

С этой целью производится снижение экспортных пошли, а базовую ставку НДПИ планируется поднять до 918 руб./тонна уже в 2017-ом году.

Целью данных мероприятий является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках за счет снижения цена путем уменьшения размеров таможенных сборов. Однако увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании  может вызвать сворачивание проектов, которые требуют значительных капитальных вложений.

Три новых налога! Люди — новая нефть. Конец нефтедолларовой эпохи России. Дмитрий Потапенко

Источник: https://neftok.ru/raznoe/nalog-na-neft.html

Налоговый маневр в нефтяной отрасли

Налоги на экспорт нефти в россии

Приросты вторичных мощностей в настоящее время находятся под угрозой из-за снижения маржи переработки и неопределенности в законодательстве.

Это, вероятно, означает, что постепенное прекращение производства высокосернистого мазута в России займет гораздо больше времени, чем первоначально предполагалось.

В результате изменения, которые произойдут на международных рынках высокосернистого мазута в 2020 году, окажут большое влияние на российскую нефтеперерабатывающую промышленность.

Суть налогового маневра:

  1. период с 2019 по 2024 – снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и нефтепродуктов за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0);
  2. период с 2019 по 2021 год – повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых),  с сохранением действующих льгот и преференций;
  3. для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  4. введение мер по поддержке для реализации нефтепродуктов в РФ и замедление роста цен.

Стимул для повышения глубины переработки

Важнейшие шаги для повышения глубины переработки нефти Правительство РФ предприняло в 2011 году, начав последний раунд налоговых реформ в российской нефтяной промышленности.

Суть налогового маневра состояла в том, что  правительство России снизило предельную ставку экспортного налога на нефть с 65 до 60% и выровняло экспортные пошлины на светлые и темные продукты нефтепереработки на уровне 66% от налога на нефть (в результате предельная ставка составила 39,6 %).

Ранее ставка налога на тяжелые нефтепродукты была намного ниже, чем на легкие продукты. Ставка экспортного налога на автомобильный бензин и прямогонный бензин была увеличена до 90% от налога на экспорт сырой нефти. В результате этого предельная ставка составила 54%. Новая система стала широко известна как «60–66–90».

Этот последний элемент налогового маневра, введенный для сокращения нехватки бензина на внутреннем рынке, был, вероятно, ненужным.

Намерение повысить экспортную пошлину на бензин состояло в том, чтобы сохранить внутренний рынок бензина в хорошем состоянии и обеспечить доступность прямогонного бензина для отечественных нефтехимических заводов.

Но эффектом изменения стало также увеличение разницы между внутренней ценой на бензин и дизельное топливо. Правительство снова ввело неправильный стимул.

До введения более высокой ставки экспортной пошлины высокооктановый бензин не экспортировался из России в значительных объемах. Производство бензина в России было ограничено из-за недостаточных конверсионных мощностей, но объемы производства соответствовали внутреннему спросу.

На внутреннем рынке бензин имеет хорошее преимущество по сравнению с экспортными ценами без учета пошлин и затрат на транспортировку. В результате простой перегонки в России получается около 20% бензина и нафты. Ожидалось, что повышение экспортной пошлины на эти продукты снизит стимулы для менее технологически совершенных нефтеперерабатывающих заводов.

Однако режим «60–66–90» не достиг своей главной цели: подорвать основу ориентированной на экспорт простой переработки.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Индекс Нельсона

Новая политика была бы достаточно эффективной, если бы цены на нефть оставались ниже 90 долларов за баррель. Но этого не произошло.

Фактически, с 2011 по первое полугодие 2014 года цена на нефть была выше 100 долларов за баррель; это поддерживало благоприятные условия для расширения простой переработки и экспорта избытков продукции низкого качества (поскольку в условиях высоких цен на нефть абсолютные различия между налогами на экспорт сырой нефти и продуктов высоки).

Выравнивание экспортных пошлин 

Правительственное предложение о выравнивании экспортных пошлин на мазут и сырую нефть к 2015 году выглядело как переломный момент; это полностью изменило бы коммерческие стимулы для экспорта российских нефтепродуктов. Другим предвестником перемен стало недовольство государственных чиновников отсутствием прогресса в модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

На саммите высокопоставленных представителей правительства и нефтяной промышленности в Киришах в июле 2011 года премьер-министр Владимир Путин раскритиковал нефтяные компании за то, что они пренебрегали достаточными инвестициями в модернизацию НПЗ. В результате встреча завершилась объявлением амбициозной программы на 2011–2015 годы со следующими ключевыми элементами:

  • увеличение емкости изомеризации на 50%;
  • повышение емкости алкилирования на 100%;
  • увеличение мощности гидрокрекинга на 200%;
  • увеличение доли производства бензина Евро-4 и Евро-5 с 17% до 84% и увеличение доли дизельного топлива Евро-4 и Евро-5 до 72%.

Эти планы заставили большинство аналитиков ожидать, что рационализация нефтеперерабатывающей промышленности неизбежна. Также ожидалось, что производство и экспорт мазута будут относительно быстро прекращены.

Более высокие, чем ожидалось, мировые цены на нефть (по сравнению с ожиданиями, когда система «60-66–90» была внедрена), сдержали предполагаемое влияние реформы на нефтеперерабатывающий сектор.

В результате система «60–66–90» несмотря на значительное повышение экспортной пошлины на мазут спровоцировала выпуск сравнительно недорогого мазута для продажи на экспортных рынках, особенно на низко технологичных мини-НПЗ.

Сложность процесса нефтепереработки в России

Российский нефтеперерабатывающий сектор исторически не имел достаточных процессов вторичной переработки. Эти процессы либо превращают более тяжелые, малоценные продукты в более легкие, высококачественные продукты. Также они улучшают качество продуктов, полученных в результате первичной перегонки нефти.

Недавнее расширение произошло в основном в области гидроочистки для обессеривания, что позволило значительно снизить содержание серы в российских средних дистиллятах (особенно дизельном топливе), которые необходимы для экспортного рынка.

В то же время российские нефтеперерабатывающие заводы не спешат с крупными инвестициями, необходимыми для расширения их модернизационных мощностей в висбрекинге, каталитическом крекинге и коксовании.

По состоянию на 2017 год Россия и Прикаспийская область смогли довести свой индекс сложности Нельсона (NCI) до важного порога 8,0. Такое значение индекса Нельсона отличает развитые нефтеперерабатывающие заводы от недостаточно развитых.

Коэффициент конверсии также значительно улучшился по сравнению с 2010 годом и составил 25%, однако он намного ниже 65–70%, наблюдаемых в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Россия нуждается в значительных инвестициях в модернизацию мощностей для того, чтобы ассортимент продуктов нефтепереработки соответствовал текущим моделям спроса, которые предпочитают светлые чистые продукты.

Это одна из областей, в которой российский нефтеперерабатывающий сектор не только сильно отстает от сектора развитых стран, но и значительно ниже среднего мирового уровня.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Новокуйбышевский НПЗ, АО

Российские нефтеперерабатывающие предприятия являются высококонцентрированными: более двух третей продукции, производимой на объектах, контролируется пятью вертикально интегрированными компаниями.

Советская нефтяная промышленность была реорганизована в начале 1990-х годов в 16 крупных вертикально интегрированных компаний (ВИК), каждая из которых объединяла разведку, добычу, переработку, распределение и розничную продажу.

После недавней консолидации остаются только пять крупных нефтяных компаний: Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и Татнефть.

Роснефть является крупнейшей нефтяной компанией в России с долей 33%, ее заводы переработали более 101 млн тонн в 2018 году, если включить долю в Ярославском НПЗ Славнефти.

В совокупности на ВИК в 2018 году приходилось 73% от общего объема переработки в России. Оставшаяся пропускная способность распределяется между крупными и небольшими независимыми НПЗ и несколькими десятками небольших мини-НПЗ.

Видна положительная динамика на увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Также происходит сокращение доли котельного топлива (мазута) в общей доле производимой НПЗ продукции. Это свидетельствует о повышении глубины переработки нефти в России в период с 2010 по 2018 гг. Однако, доля производимого мазута все еще остается выше стран-лидеров по глубине переработки.

Развитие нефтяной отрасли и итоги маневра

Со времени заключения соглашений о модернизации НПЗ между российскими нефтяными компаниями и российским правительством в октябре 2011 года были планы резкого увеличения инвестиций в НПЗ (предусматривающие строительство или модернизацию 116–124 вторичных перерабатывающих установок к концу десятилетия).

Однако фактические годовые инвестиции в 2011–2017 гг. оказались ниже первоначально объявленных планов, особенно во второй половине этого периода.

Основной причиной дефицита стало значительное снижение цен на нефть относительно уровней, которые большинство среднесрочных планов предполагали до 2015 года, снижение доходов и жесткие ограничения для инвестиционных бюджетов.

Этап 2012-2015 гг

В 2012 году было завершено строительство 15 блоков на общую сумму 5,7 миллиарда долларов США.

В 2013 году российские нефтяные компании потратили более 8,1 миллиарда долларов (260 миллиардов рублей) на модернизацию НПЗ. Это на 46% больше, чем их инвестиции в 2012 году по данным Министерства энергетики.  Было введено в эксплуатацию 13 новых установок вторичной переработки.

Большинство из них были модернизированными установками, нацеленными на улучшение качества моторного топлива. Поэтому глубина переработки в 2013 году существенно не увеличилась.

Несмотря на достигнутый прогресс, некоторые нефтеперерабатывающие заводы, особенно Рязанский, Сызрань, Афипский и Марийский отставали от запланированных графиков модернизации.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Строящиеся и проектируемые НПЗ в России

В 2014 году инвестиции составили 7,5 млрд долларов (290 млрд рублей).  При этом 15 новых вторичных установок были введены в эксплуатацию (однако многие из них представляли собой переносы с 2013 года).

Одним из долгожданных блоков, завершенных в конце 2013 года, был большой комплекс гидрокрекинга на заводе «Сургутнефтегаз» в Киришах. Кириши являются вторым по величине нефтеперерабатывающим заводом в России после Омского завода ГПН.

«Сургутнефтегаз» потратил  около 2,6 млрд долларов (88,5 млрд рублей) на строительство комплекса. Комплекс состоит из 86 отдельных установок, в том числе для гидрокрекинга, вакуумной дистилляции, висбрекинга и парового риформинга. «Сургутнефтегаз» планирует использовать его для переработки 4,9 млн.

тонн в год мазута с получением дизельного и реактивного топлива.

В 2015 году на российских НПЗ было установлено 25 вторичных перерабатывающих установок. Среди них 19 новых и шесть реконструированных стоимостью 310 млрд рублей (5,1 млрд долларов США).

Этап 2016-2019 гг

2015 год стал последним годом, в котором инвестиции росли в годовом исчислении в рублевом выражении. 

В 2016 году большинство российских нефтяных компаний обращались в государственные органы с просьбами об изменении графиков их обязательной модернизации НПЗ. Это происходило в связи с экономическим кризисом. Такая же ситуация произошла в 2017 году.

«Новая сделка» от 2018 года придает регуляторам больше уверенности в том, что российские нефтяные компании продолжат крупные инвестиции в модернизацию российских НПЗ. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Правила, определяющие квалификационные требования для возмещения акцизного налога, могут привести к новым искажающим эффектам.

Это позволит перерабатывающим дочерним компаниям российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, на которые распространяются международные санкции, снизить свои усилия по модернизации до минимальных значений, которые по-прежнему позволяет им получать субсидия. Например, недавно «Роснефть» объявила, что откладывает завершение строительства новых блоков на Туапсинском, Комсомольском и Новокуйбышевском НПЗ до 2021 года, а также на Ачинском НПЗ до 2022 года. Изначально эти блоки были запланированы на 2020 год.

Источник: https://pronpz.ru/neftepererabatyvayushchie-zavody/nalogovyi-manevr.html

Налоговый маневр в нефтяной отрасли 2019

Налоги на экспорт нефти в россии

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж.

Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет.

В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

  • в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
  • в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых),  с сохранением действующих льгот и преференций;
  • для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  • предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК.

Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ.

Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
  3. в период с 2019 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

  • обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
  • на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
  • вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
  • планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного  топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны.

Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ.

Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

  • введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);
  • введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
  • введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

Источник: https://law03.ru/finance/article/nalogovyj-manevr-v-neftyanoj-otrasli-2019

На сколько лет в России осталось запасов нефти?

Налоги на экспорт нефти в россии

Как известно, нефть и газ — основа российской экономики. Доля нефти, газа и нефтепродуктов составляет 40% российского бюджета, но это только прямые налоги, а вместе с косвенными — это более 60% российского бюджета (подробнее о косвенных налогах внизу статьи).

Объем добычи нефти в 2019 году был рекордным со времен РСФСР, он составил — 560,2 млн тонн. Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья вырос до 248,51 млн тонн. Поставки нефти в страны ближнего зарубежья составили — 17,6 млн тонн. Всего: 266.1 млн. тонн, то есть на экспорт идет 47%, добываемой в России нефти, без учета нефтепродуктов.

Доходы российского бюджета от экспорта нефти в 2019 г. — 120 млрд. долларов. Экспорт нефтепродуктов дал еще 65 млрд. долларов. Доходы России от экспорта газа Газпрома в 2019 г снизились до 45 млрд долларов, другие компании экспортировали газа намного меньше.

То есть доходы от продажи нефти и нефтепродуктов в три с лишним раза больше, чем от экспорта газа и составляют основу российского бюджета. Прямые налоги более 30% (около 5.7 трлн. руб.), а вместе с косвенными налогами более 45% (8.5 трлн. руб) бюджета России, который в 2019 году составил 18.

06 триллиона рублей.

При этом запасы дешевой и легко добываемой нефти в России иссякают. Из семи нефтегазоносных бассейнов страны существенно выработаны три: Северо-Кавказско-Мангышлакский (на 86,2%), Охотский (79,2%) и Волго-Уральский (69,6%). Западно–Сибирский — более чем наполовину. Около 90%, добываемой в России нефти, разведаны и разработаны во времена СССР.

Хоть нам и говорят, что количество вновь разведанной нефти, превышает количество добываемой нефти, но на самом деле это ложь.

В лучшем случае полуправда, там либо трудноизвлекаемая нефть (сланцевая, битумная), а значит очень дорога ее добыча, либо месторождения расположены в таком «медвежьем углу», что их добыча тоже нерентабельна. Пример, тот же шельф Северо-Ледовитого океана или север Восточной Сибири.

Редактировать галерею

На фото: добыча нефти в Баренцевом море. Стоимость добычи там превышает 90 долларов на баррель, что на 25 долларов выше цены на нефть на мировом рынке. Поэтому разработку шельфа Северного Ледовитого океана в 2016 году прекратили.

С 2022-2023 г.г. начнется сокращение добычи нефти в России, вначале постепенно: на 1.5-2% в год, а потом обвально. Что прежде всего скажется на экспорте нефти и нефтепродуктов.

По словам министра Энергетики Новака: «Добыча нефти в РФ при отсутствии стимулирования упадет на 44% к 2035 году». Что приведет к прекращению экспорта нефти.

Только это было сказано в конце 2018 г, до истории с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба», тогда прогноз был более оптимистичным; рассчитывали на 14.5 млрд. тонн, основываясь на крайне оптимистичном прогнозе British Petroleum.

Загрязнение нефти в нефтепроводе «Дружба» в апреле 2019 г. , что произошло впервые в истории страны, следствие того, что нефти осталось мало и приходится добывать трудноизвлекаемую нефть. Всего «грязной» нефти в нефтепровод «Дружба» поступило более 5 миллионов тонн.

«Загрязнение нефти произошло органическими хлоридами, которые используются как реагенты при добыче высоковязкой нефти: соответствующие растворы закачивают в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений и увеличения отдачи пластов. Такое вещество попадает в трубопроводную систему только вместе с сырьем».

На фото: загрязнение нефтепровода «Дружба» обошлось Транснефти в потери более 30 млрд. рублей (500 млн. долларов).

По новым данным Минприроды РФ, опубликованным в начале 2020 г., разведанные запасы нефти — 9 млрд тонн. Этого хватит в идеале на 17 лет добычи.

Реально в России нефти больше, до 30 млрд. тонн, но 2/3 это либо трудноизвлекаемая нефть (сланец, битуминозные пески — 10 млрд. тонн), либо ее добыча крайне дорога (шельф Северного Ледовитого океана — 10 млрд. тонн).

Для добычи трудноизвлекаемой нефти, той же сланцевой, у России нет технологий, кстати, ее добыча тоже дорога, себестоимость в среднем в США 45-50 долларов, в России будет существенно дороже. Нефтесервисная отрасль (технологии обслуживания скважин) импортозависима более чем на 90%.

«С 2014 года нарастает технологическая отсталость России в нефтедобывающей отрасли, как вследствие санкций, запрещающих западным кампаниям передавать необходимые технологии и оборудование, так и вследствие финансовой политики российских нефтедобывающих корпораций, решающих вопросы своего текущего выживания и отказывающихся от инвестиционных проектов». А свои технологии, что достались от СССР, уничтожены или потеряны.

На развитие у отрасли денег нет, более 70% доходов от добычи нефти забирает государство.

Льготы же компаниям по добыче трудноизвлекаемой нефти приводят к тому, что в 2-3 раза возрастают приписки на данных месторождениях, а цифры добычи на высокорентабельных месторождениях во столько же раз падают.

Данный механизм не работает по причине коррупции. То есть возник замкнутый круг. Аналогичный процесс происходил в Венесуэле, к чему он привел, известно.

29 ноября 2018 г. вопрос кризиса нефтедобывающей отрасли стал предметом обсуждения на Совете Безопасности России, в ведении которого находятся вопросы противодействия стратегическим угрозам государственности РФ. На котором решали, что делать; но что надо делать — никто не знает. Поэтому не делается ничего.

Промышленность в России после 1991 г. уничтожена на 70%: из 30.600 крупных и средних заводов в 1991 г. осталось меньше 5.000, с учетом вновь построенных.

При этом около 6 (шести) триллионов долларов, что принесли в 21 веке бюджету России высокие цены на нефть газ (4 трлн. долларов), а также другие природные ресурсы и продукция низкого передела ( около 2 трлн.

долларов), не были вложены в развитие страны, в науку и в промышленность, они были проедены, а по большей части разворованы.

На фото: стадион Фишт в Сочи, шесть триллионов долларов в 21 веке Россия потратила на все, что угодно, только не на свое развитие. Чем напомнила «попрыгунью Стрекозу» из басни Крылова.

Что дальше ? К 2035-2040 году закончится рентабельная: легкодобываемая, дешевая нефть и наступит коллапс экономики России. 90-е годы раем покажутся, ибо тогда выручила нефть и производство, которое досталось от СССР, и которого теперь почти не осталось. Россия из экспортера нефти станет импортером нефти.

При этом денег на длительный импорт нефти в достаточном количестве у России нет.

Но только это возможно, если раньше с Россией ничего не произойдет, если свои коррективы не внесет длительный мировой экономический кризис, в результате которого обрушатся мировые цены на нефть; и если запад не введет эмбарго на поставки российской нефти.

Коллапс 2035-2040 г.г. может привести к гибели и распаду России. Ибо Россия империя, а все слабые империи гибнут. Регионы откажутся кормить центр, чтобы выжить самим.

Спасти Россию может только резкое подорожание цены на нефть, до 120-150 долларов за баррель, что позволит добывать нефть на шельфе Ледовитого океана; а также помощь запада в добыче сланцевой и битумной нефти, то есть необходимо, чтобы с России сняли санкции.

Сам я категорически против распада России, пепел предков жжет мое сердце, поэтому пишу на данную тему, предупреждаю.

PS. Косвенные доходы в основном складываются из налогов на ввоз и продажу импорта, который на 2/3 закупают на доходы, получаемые от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов; и из подоходного налога на зарплаты бюджетников, 2/3 которых выплачивают за счет доходов от продажи нефти, газа и нефтепродуктов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c35852e62248c00aa8743f6/5e16df11ecfb8000ad88c742

Бесконечный маневр: почему в России так часто меняются нефтяные налоги

Налоги на экспорт нефти в россии

Обратный акциз также должен будет компенсировать переработчикам ликвидацию таможенной субсидии. Сегодня она образуется из-за разницы между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты.

Согласно оценке Минфина, в 2017 году таможенная субсидия только для НПЗ составила 600 млрд рублей.

В случае ее изъятия у компаний будет меньше возможностей зарабатывать на экспорте нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью.

Это видно на примере мазута, пошлины на который с 2017 года уравняли с пошлинами на экспорт нефти. Как следствие, по итогам прошлого года экспорт мазута снизился на 6,1%, до 39,5 млн тонн, подсчитали в Центральном диспетчерском управлении топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).

Как Россия экспериментирует с налогами

В случае введения обратный акциз станет очередным компромиссом, на который пойдет правительство в попытках отрегулировать налогообложение нефтяной отрасли. В последнее время подобных компромиссов было немало.

К примеру, в октябре Минфин согласился снизить для «Роснефти» отчисления по НДПИ с нефти высокообводненного Самотлорского месторождения — в течение десяти лет компания будет ежегодно получать вычет на 35 млрд рублей.

Льготы для собственных обводненных месторождений просили также «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз».

Минфин ответил им отказом, однако эти компании примут участие в пилотном проекте по внедрению налога на добавленный доход (НДД), законопроект о котором в апреле в первом чтении приняла Дума.

В отличие от НДПИ налог на добавленный доход будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Это призвано позволить адаптировать налоговую нагрузку к рентабельности добычи на том или ином месторождении без применения точечных налоговых льгот.

Тем самым применение НДД должно будет упростить налогообложение нефтедобычи, в структуре которой доля льготируемых месторождений, по подсчетам VYGON Consulting, увеличилась с 1% в 2006 году до 39,5% в 2016-м (до 197,9 млн тонн без учета добычи, ведущейся в рамках соглашений о разделе продукции).

Однако на практике это приведет к сосуществованию двух налоговых режимов, один из которых влечет риски для устойчивости государственных финансов. При администрировании налога на добавленный доход регуляторы могут столкнуться со стремлением компаний раздувать издержки, занижая тем самым прибыль, модифицированным налогом на которую и является НДД.

С таким риском еще в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века столкнулись налоговые органы стран, ведущих нефтедобычу в Северном море, в частности Великобритании. Там процесс получил название Gold plating — в наиболее близком приближении это можно перевести как «экономия на налогах».

Нивелировать новый риск может лишь усиленный контроль со стороны акционеров.

В в России он ослаблен даже в случае госкомпаний — «Роснефти», которую правительство не может заставить платить дивиденды напрямую в бюджет, и «Газпромнефти», которая по итогам 2017 года направит на дивиденды 28,1% чистой прибыли по МСФО (71,1 млрд рублей), а не 50%, как того требует Минфин.

Поэтому регуляторам придется не один раз взвесить все «за» и «против», прежде чем увеличивать зону применения НДД. Согласно последним планам Минэнерго, этот налог должен действовать на участках, в 2016 году обеспечивших 2,7% добычи (14,7 млн из 547,3 млн тонн).

Дилемма плавающих акцизов

На вынужденные налоговые компромиссы регуляторы идут и в отношении нефтепереработки. В конце мая правительство согласилось снизить акцизы на бензин и дизель 5-го класса на 3000 и 2000 рублей соответственно (до 8 213 и 5 665 рублей). Одновременно правительство отказалось от их планового повышения с 1 июля.

Такое решение приняли спустя неделю после того, как замминистра финансов Илья Трунин публично выразил несогласие с инициативой ввести плавающие акцизы на бензин, которую озвучил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В середине мая он предложил привязать топливные акцизы к ценам на нефть, в зависимости от которых сейчас варьируются ставки НДПИ и экспортных пошлин.

Идею плавающих акцизов поддержало Минэнерго, однако Минфин выступил категорически против: их внедрение обернулось бы нестабильностью акцизных сборов, 57,1% которых сейчас поступает в региональные бюджеты, а 42,9% — в федеральный.

Однако сразу за этим последовало снижение акцизов. Из-за которого консолидированный бюджет в нынешнем году, по оценке министра финансов Антона Силуанова, недополучит 140 млрд рублей.

Выпадающие доходы регионов Минфин собирается компенсировать за счет передачи им 85% сборов по акцизам на нефтепродукты. Однако такой порядок будет действовать лишь до начала следующего года, когда акцизы должны будут вернуться на прежний уровень.

В результате правительству придется вновь задумываться над балансом акцизных поступлений между регионами и федеральным центром.

Что происходит с пошлинами

Подобная нестабильность характерна не только для решений по акцизам, экстренно сниженным из-за быстрого роста цен на бензин. Схожим, пусть и обратным по направлению, было решение отказаться в 2016 году от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, которое планировалось произвести в обмен на повышение базовой ставки НДПИ.

Такой «размен» должен был стать частью налогового маневра, начатого в 2015 году с понижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну.

В 2016 году базовую ставку НДПИ увеличили до 857 рублей за тонну, тогда как пошлины остались на уровне 42% — фактический рост налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, увеличившей рублевые доходы нефтяников, получающих валютную экспортную выручку.

Однако решение, целесообразное с фискальной точки зрения, не поспособствовало стабильности налоговых условий.

Риск налоговой нестабильности присущ и механизму обратного акциза, который, согласно предложению Минэнерго, должны будут получать НПЗ с глубиной переработки свыше 65%. Этому критерию не отвечают, к примеру, Куйбышевский НПЗ «Роснефти» с глубиной переработки в 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» с 54,8% (согласно данным Минэнерго).

Регуляторы с неизбежностью столкнутся с недовольством участников отрасли при администрировании обратного акциза, конфигурация которого, скорее всего, год от года будет меняться. Результатом станет все та же фискальная неопределенность.

Как все исправить

Чтобы снизить неопределенность, регуляторам нужно перестать балансировать между желанием собрать побольше налогов, простимулировать модернизацию НПЗ и удержать цены на рынке нефтепродуктов. Именно попытка угнаться за двумя зайцами (а то и тремя) и вынуждает правительство год от года менять налоговые условия для нефтяной отрасли.

Стабилизировать ситуацию поможет использование инструментов, которые были бы нейтральны и применимы для всех игроков.

В этой связи действительно целесообразно отменить экспортные пошлины на нефть и повысить НДПИ: ликвидация таможенной субсидии заставит компании обновлять перерабатывающие мощности, а расширение налоговой базы позволит снизить фискальные риски, связанные с реализацией пилотного проекта по НДД.

К внедрению же обратного акциза прибегать не стоит, иначе споров вокруг условий его получения будет не избежать.

Поддержать НПЗ лучше через дальнейшее снижение топливных акцизов и определение их плавающих границ, которые бы ежемесячно менялись в зависимости от цен на нефть.

Такой шаг мог бы стать компромиссом, который правительству придется искать, когда истечет срок экстренного снижения акцизов на бензин и дизель. Компромиссом, который, хочется верить, станет последним.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/363109-beskonechnyy-manevr-pochemu-v-rossii-tak-chasto-menyayutsya-neftyanye-nalogi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.