Нужна ли философия современному человеку

Содержание

Нужна ли философия современному человеку

Нужна ли философия современному человеку
Вопрос «зачем нужна философия?» во многом обусловлен нашим недавним советским прошлым.

Ведь сегодня мы имеем дело с такой системой образования, которая еще сохраняет в себе многое от своей предшественницы, ставившей во главу угла не просто «полезные» утилитарные умения и навыки, а самое развитие человека. Она ставила задачу построения развивающего образования – поскольку имела целью развитие личности.

Журнальный зал

Демографические проблемы в странах Европы, Америки за последние десятилетия достигли высокого уровня и будут возрастать, если не будут найдены пути, позволяющие людям разных культур, разных традиций, разных представлений о человеческих ценностях достичь взаимопонимания. Столь глобальная проблема, естественно, не может быть предметом одной статьи. Но очевидно, что прежде всего необходимо иметь надежный, универсальный способ передачи и воспринятия информации.

Зачем современному школьнику нужна философия? (обзор педагогического опыта)

Вопрос о необходимости философии для школьников является традиционным предметом спора философов, педагогов и психологов. Известно, что еще Г. В. Гегель в XIX веке лично разработал и апробировал трехступенчатый курс философии для гимназистов, называя его Philosophische Propedeutik [1, с. 32]. полагая, что главная его цель – это развитие рассудка ученика и обучение философствованию.

Готовы ли нынешние школьники философствовать, а главное: зачем им нужна философия? Необходимость философии для современных российских школьников продиктована устойчивым приоритетом прагматической педагогики, которая сводит образовательный процесс к получению, переработке и проверке усвоенной информации в виде известных методик тестирования. Известно, что Николай Бердяев.

как и мать Мария (Скобцова ), и о. Сергий Булгаков. интересовались, в частности, вопросом – что такое подлинная христианская аскеза? В 1930 году они проводили в Париже семинары, на которых, среди прочих, обсуждался вопрос о христианском аскетизме. Нужна ли современному человеку, живущему в обществе и активно участвующему в общественной жизни, аскеза? Да, по мнению Николая Бердяева. М. В.

Ломоносова. Ясперс говорил, что философия начинается с детских вопросов. Именно ребенок способен задать философский вопрос. Я раньше к этому относился, как к некой банальной красивой фразе, а потом я понял, что за этим стоит глубокая истина. Почему? Потому что над взрослым человеком довлеет огромное количество культурных стереотипов: ему что-то удобно спросить, что-то неудобно.

А вот ребенку все удобно.

кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник» (Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», I, II, 32).

Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т.

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное.

Источник: Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
OCR. Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.da.ru.

17 ноября 2020 г. во Всемирный день философии, в Центральной городской библиотеке состоялась лекция на тему: «Зачем философия нужна современному человеку?». О предмете науки любви к мудрости рассказал библиотечным специалистам кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин филиала Сибирского государственного аэрокосмического университета в г.

Лесосибирске Роман Сергеевич Чистов.

Преподаватель университета провёл краткий экскурс в историю мировой и отечественной философии, объяснил, для чего нашим современникам необходимо философское осмысление мира и себя в этом мире.

По окончании очень интересной и полезной встречи Роман Сергеевич пригласил всех желающих на цикл открытых лекций по философии, которые пройдут весной 2020 г.

Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла. Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми.
Он же выделял три образа жизни.

Чувственный — стремление к удовольствиям, деятельный — к общественному успеху, созерцательный — к мудрости. Последний он считал высшим, именно его и культивирует философия. РГ: В нынешнем мире, с его стремлением к успеху и комфорту Пифагор уж точно был бы не в фаворе. А вот с Хайдеггером, утверждавшим, что современному человеку философия ни к чему, думаю, многие согласятся.

Гусейнов: По-моему, спрашивать, зачем человеку философия — все равно, что спрашивать, зачем ему думать. Насчет науки. хорошо. вот люди умные,хорошие,придумали кучу всяких умностей,но из-за утраты веры в Бога,они забыли о том,что должны любить друг друга,что медицина придумана,чтобы помогать другим,а не как средство извлечения прибыли,и так далее.

из всего человек пытается извлечь прибыль и выгоду,хотя можно использовать это по-другому. если бы люди верили,а не считали себя всесильными и нашедшими правильный способ жизни,они бы не употребляли науку во зло Сорри, если сразу не разъяснила, что я имела ввиду.

Медицинские интернет-конференции

Однако современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек. Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к.

для служителей медицины овладение основами философии – это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, честность, высокая нравственность.

Анатолий Ахутин о том, зачем нужна философия

Но это огромное заблуждение. Потому что вся наша жизнь – не просто эффективно действовать. Она время от времени задумывается о том, а что, собственно, делать, куда мы едем, куда мы несемся. Может быть, образование, я подчеркиваю это слово, формирование человека, образование его, как образа какого-то, просто очеловечивание человека.

Выходит, не просто сделать из него эффективного менеджера современного мира, а человека, я не имею в виду сейчас воспитание и этику, нет.

Философия для современного человека, это скорее возможность уметь правильно расставить необходимые акценты в повседневной жизни, чем размышления о насущном.

Это может показаться изначально мелким и неправильно интерпретированным к такому широкому понятию, но для личности скорее необходимо правильно мыслить в рамках определенного набора факторов, чем развивать ее во вне себя.

Философия для современного человека это скорее плацдарм категорий, определений и понятий, которые он использует в самопознании себя и самоосознании себя.

Источник: https://urist-pomojet.com/nuzhna-li-filosofija-sovremennomu-cheloveku-75731/

Нужна ли современному человеку философия

Нужна ли философия современному человеку

Рассматривая проблему необходимости философии в современном мире, невозможно обойти стороной вопрос о ее сущности и значении в истории вообще. Хотя официально философия зародилась в первом тысячелетии до н.э.

в настоящее время многие мыслители говорят о том, что философия не как наука, а как способ мышления, как обращение к сущности самого человека, и попытка постижения мира существовала с самого момента возникновения человечества.

Даже рисунки древнего человека, выполненные углем на стенах пещеры, уже представляют собой попытку философского осмысления мира, в том отношении, что они являются актом отвлеченного осмысления бытия, оторванности от конкретики реальной жизни, ее насущных проблем, попыткой выхода за пределы привычно, что уже в известной степени и есть философия.

С данной точки зрения вопрос о необходимости философии современному человеку становится абсурдным, в той же степени, что и вопрос о необходимости человеку критического мышления.

Отказ от философии влечет за собой замыкание человека в бесконечном круге бытовых (а не бытийных) проблем и трудностей, от разрешения которых он не в состоянии оторваться, хотя и сам в точности не понимает зачем так занят их решением и к какому итогу стремится прийти в конце.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вместе с тем, ряд современных мыслителей подчеркивают значительную оторванность философии от общества (особенно российского), замкнутость и изолированность данных систем друг от друга.

Философы заключены в свой обособленный и непонятный человеку «высший мир», в то время как обыденный человек не находит в себе сил, времени и устремления для обращения к философским во спросам.

А даже в том случае если и обращается к философии, то последняя оказывается неспособной предоставить ему адекватный ответ, так как сама давно оторвалась от решения жизненных задач в пользу поиска абстрактных истин и метафизики.

Значительную роль в данном отношении играет становление массового сознания как апофеоза научно-технического прогресса и капиталистического общества, в массовой системе философия оказывается лишней, поскольку она способна вырвать человека из контекста бытия и поставить перед вечностью, в то время как массовый человек должен быть лишь усредненной частью массы не более того. В данном отношении многие философы указывают на кризисность современного общества и рационалистической философии, необходимость качественного перехода и возрождения духовности, обращения от производства материальных благ, к благам духовным. Однако пути подобного перехода остаются неясными и лучшее, что способны предложить иные мыслители заключается в традиционном обращении к религиозному мировоззрению, что вряд ли можно рассматривать как качественный шаг вперед.

Философия и мировые проблемы

Необходимость философии современному человеку особенно выпукло высвечивается на фоне осознания обществом глобальных проблем объединяющегося мира. К числу подобных традиционно относят:

  • проблему Севера и Юга,
  • глобальную экологическую проблему,
  • проблему наращивания вооружений,
  • проблему перенаселения и т.д.

Замечание 1

Разрешение данных проблем невозможно за счет усилий отдельной страны или даже группы стран, имея глобальных характер, они требуют глобальных скоординированных усилий и политики, что в условиях разобщенного, политически и экономически напряженного мира совершенно невозможно. Ведущая роль в преодолении барьеров между отдельными странами, в настоящее время может принадлежать исключительно философии, как явлению плюралистическому, обще цивилизационному, лишенному каких-либо границ.

Практическое же значение философии в данном контексте для конкретного человека выражается в понятии «пайдейи», т.е. философском воспитании человека.

Современная система образования учит знанию, но этого закономерным образом совершенно недостаточно.

Для решения глобальных проблем человек должен преодолеть сам себя, свою варварскую природу, что невозможно без его философского образования на самом конкретном и перманентном уровне.

Изучение философии в рамках пайдейи не должно носить умозрительного характера коллекционирования фактов и теорий, оно должно быть творческим и практическим, главное учить не фактам, а образу мысли, направлению развития, в то время как конкретное наполнение для мышления человек сможет определять уже сам. Только практически сознавая ценность и равноправность каждого мнения человечество сможет достичь глобальной согласованности.

Функции философии

Несмотря на всю сложность положения философии в настоящее время, она помимо воли и желания отдельного индивида продолжает выполнять целый ряд функций необходимых для общества, и таким образом участвовать в жизнедеятельности каждого его члена. К функциям философии можно отнести:

  • мировоззренческую,
  • гуманистическую,
  • социально-аксиологическую и др.

Мировоззренческая функция философии заключается в формировании парадигмы, т.е. того образа мира, который представляется большинству в настоящий момент самоочевидным, аксиоматическим, исходя из которого выстраивается вся дальнейшая жизненная логика и путь каждого отдельного индивида.

В частности, существование космоса, звезд, других планет, для современного человека представляет такую же обыденность, как существование духов камней, грозы, животных и растений, непререкаемость табу, для древнего человека, что в конечном итоге приводит к существованию современного и древнего человека в категорически разных мирах, хотя физически это одна и та же территория.

Гуманистическая функция философии связана с обоснованием ценности человека, человеческой жизни, прав и свобод в современном мире и обществе, учета этих ценностей общественной практикой – юридической, экономической, трудовой, политической и т.д.

Особенно важным является утверждение гуманистической ценности духовной жизни человека, возвращение утраченной потребности в переживании духовной ценности существования, которая в настоящее время часто заменяется идеалами социального успеха и личностных достижений.

Социально-аксиологическая функция философии ориентирована на формирование тех ценностей, ориентиров в жизни общества, которые находят свое отражение в жизни каждого индивида. Важнейшими из них являются идеальные образы как самого общество и его устройства, так и отдельного человека.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/nuzhna_li_sovremennomu_cheloveku_filosofiya/

Зачем и кому сейчас нужна философия?

Нужна ли философия современному человеку

Вообще, я бы начал с того, что без философии вполне можно обойтись. Легко можно прожить целую жизнь, иногда неплохую, не прочитав, например, ни одной книги любого из философов. И даже – не прочитав никого из них.

В джунглях Амазонки или Новой Гвинеи живут аборигены, которые на протяжении двух с половиной тысяч лет существования в остальном мире западной философии обходились без нее (а если считать восточную – то и еще больше).

И они ничуть не стали менее людьми – наоборот, они вполне успешно выживали эти тысячелетия в очень неблагоприятной среде, передавали свои культуры из поколения в поколение. А сейчас вливаются в мировую цивилизацию, защищают свои права и образ жизни. Так что даже совсем без философии вполне можно выжить.

Но есть вещи, которые без философии точно оказались бы невозможны. Например, именно благодаря философии и ее развитию мировое сообщество преодолело колониализм и осознало, что уникальные культуры аборигенов, живущих в разных труднодоступных уголках мира, очень важны для всего человечества.

Человечество осознало, что племена, беззащитные перед превосходящими технологиями, надо не эксплуатировать, а защищать их малые культуры, тратить ресурсы на их изучение и сохранение. Что нужно пытаться разрабатывать программы, которые позволили бы включать их в глобальную цивилизацию не разрушая.

И эта история как раз один из возможных ответов на вопрос о том, зачем нужна философия. Она нужна, чтобы менять человека и через изменение каждого достигать общих изменений.

Когда вы изучаете философию – вы изменяете свое сознание

Это значит, что вы меняетесь, ведь вы и есть ваше сознание. Именно поэтому, кстати, так трудно бывает сначала понять, зачем философия нужна.

Пока вы сами не изменились, вы не видите конечного результата и вам не узнать, как философия на это повлияла.

А обьяснить это заранее невозможно – никто же не знает, как вы в результате изменитесь и опыта этих изменений у вас тоже пока нет. Но они будут, поверьте.

Если же сделать еще один шаг в рассуждении, то можно проследить, как изменилось отношение к философии со времен первой научно-технической революции.

После бурного скачка естественных наук Нового Времени у многих создалось впечатление, что философия, бывшая «колыбелью всех наук» на протяжении двух тысяч лет, больше не нужна – с любыми человеческими проблемами могут справиться вышедшие из нее практические или фундаментальные науки.

Естественно, так думали не все и достаточно быстро выяснилось, что без философии таки не обойтись. Однако не это главное. Самое парадоксальное, что именно дальнейшее развитие самих естественных наук вернуло к новой жизни все ключевые вопросы философии.

Человечество сейчас на пороге новой эпохи, которую называют сингулярностью

Нейронаука, биотехнологии, искусственный интеллект, квантовая физика и прочие дисциплины сплетаются в такой коктейль, что дух захватывает даже от ближайших перспектив. Но уже сейчас искусственный интеллект лучше обрабатывает массивы данных, чем вы.

Лучше, чем вы, играет в шахматы, го и вообще в любую игру – если бы игровые алгоритмы искусственно не ослабляли, то у вас не было бы шансов даже в крестики-нолики.

В ближайшей перспективе – работа ИК в сфере услуг, вождение транспорта, конструирование, офисная работа и даже написание текстов, картин, музыки или создание видео.

Нейросети смогут делать 90% человеческой работы в ближайшее время

Стоит ли тут задуматься, а где ваше место в этом мире? Кто вы? Вот здесь-то возникают давние  вопросы философии: в чем смысл нашего существования, что такое наш разум и наше сознание, что такое истина, можем ли мы чем-то превосходить разумные машины или искусственные организмы; есть ли у нас что-то, что все еще позволяет нам считать себя единственными и уникальными разумными существами? Возникают снова и с небывалой мощью.

Именно философия в ближайшем будущем и будет работать над тем, чтобы отличать человека от искусственного интеллекта и научить его ставить задачи ИК.

Без философии, например – философии сознания или биоэтики, невозможно будет принять решение, вносить ли человеку изменения в свою природу и насколько серьезны они могут быть.

Точно так же невозможен будет и ответ на вопрос о слиянии человеческого и машинного интеллекта.

Так что философия в современности, пожалуй, стала даже важнее для человечества, чем раньше. Как-то так. А вот нужна ли философия лично вам по всем этим поводам – уже личное дело и никого не касается.

Источник: https://big5.ru/zachem-nuzhna-filosofija/

Как философия помогает в повседневной жизни

Нужна ли философия современному человеку

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью.

Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться.

И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nam-pomogaet-filosofiya/

Зачем нужна философия?

Нужна ли философия современному человеку

У многих вызвает недоумение, почему философия изучается наравне с техническими, естественными и общественными науками. Кажется, что факультет филологии не такой уж бесперспективный по сравнению с будущим выпускника-философа.

Но некоторым бывает невдомек, что философия по определению считается (не всеми) матерью всех остальных наук, которая немного отошла от дел.

На студентов философского факультета смотрят как на людей, оторванных от реальности, которые решили все свои студенческие годы потратить на углубление в философские труды, трактаты и запоминание кучи сложных терминов, которые отпугивают среднестатистического обывателя с первого раза.

Проблема онтологии, метафизические вопросы и вещь в себе, как «вечное возвращение» в жизни студента-философа. Философия сообщает нам общие закономерности и универсалии, а погружение в более конкретные знания отбрасывают нас в социологию, историю или в псевдонаучные дисциплины, как филология.

Но людям часто не замечают, что основа культуры и общественной жизни базируется на основах философии: взаимосвязи субъектов и объектов. Человек учиться мыслить и закладывать свои умения и способности на всю линию своей жизни.

Возможно, денежная фора у выпускников других факультетов окупается более ценным вкладом, подготовленного для специализированного философа.

Философы о философии

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860 г.): Философия — это познание истинной сущности нашего мира, в котором существуем мы и который существует в нас, — то познание мира в общем и целом, свет которого, однажды воспринятый, освещает затем и все отдельное, что бы ни встретилось каждому в жизни, и открывает его внутреннее значение.

Мишель Фуко (1926 — 1984 г.):

Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать.

Платон:

— Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды.

— Так кто же, Диотима, – спросил я, – стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?

— Ясно и ребёнку, – отвечала она, – что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит.

Ведь мудрость – это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот – это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

5 книг по философии

 – В. Бибихин «Язык философии»  – Платон «Государство»  – М. Хайдеггер « Бытие и время»  – Ф. Ницше «Веселая наука»

 – К. Томас «Структура научных революций»

Почему философский факультет?
 

Жандос Зейнешев, 42 года, выпусник факультета философии: Закончил экспериментальную гимназию № 134 в 1992 году, где учился на историческом отделении. Основа философии и основа диалектики — были основой школьного курса, которую мы проходили в течение двух лет в рамках университетской программы. То есть уже в школе получил университетский объем основ философии.

У меня в семье отец, бабушка, тети и дяди — юристы и мне тоже пророчили карьеру юриста. Когда сдавал документы на юрфак, то рядом принимал также и факультет философии. Там же на месте решил, что не буду учиться, как все, на юридическом. Там был бешеный конкурс, мне это не очень нравилось и я перекинул документы на стол факультета философии.

 Забавно, но я не собирался поступать в КазНУ (бывший КазГУ), но не жалею, что закончил именно этот вуз. Самое главное, что я вынес за годы обучения на этом факультете то, что философия — это та же высшая математика. Если математика апеллируют четкими цифрами, то философия разъясняет эти коды словами, понятиями и теориями. Это одни и те же законы мироздания и человеческого общества.

Философское образование дает широкий взгляд на действительность и на человеческую деятельность. Для меня не удивительны отрицательные поступки человека, негативные явления в жизни или положительные динамические изменения. Этот факультет воспитывает в тебе понимание сиюминутности и бренности событий, которые происходят в каждой из человеческих жизней.

 Это

прививает дзен и ощущение абсолютно нулевой точки, когда ты полностью принимаешь происходящее вокруг тебя.

Чем занимаются философы после вуза?

С 2002 года вовлечен в коммуникации и связь с общественностью. Факультет философии дал широкую интеллектуальную базу и четкое эссенциальное понимание существующих процессов. Научил не обращать внимание на второстепенные детали, но понимать суть проблемы и на основе этих знаний находить решение. 

Это настройка критического мышления помогает находить адекватный выход. В моем случае всё значительно упрощается, как выпускника факультета философии.

Кроме того, я заканчивал кафедру политологии и мы были отличны от общего философского факультета, нам преподавали актуальные на тот момент политические дисциплины: исторического, юридического, социологического и экономического блока.

Сейчас, работая директором пресс-центра в информационном агентстве «Интерфакс-Казахстан», мне приходится сталкиваться с различными людьми из разных областей. Могу свободно общаться с топ-менеджементом банка или квазигосударственных структур, а также с социологами, докторами и общественниками. Факультет дал умение работать с источником и данными.

Каждый человек с вопросом ко мне закладывает в него свой ответ. Есть вещи, которые анализируются методом сопоставления
Когда мы готовим со спикерами пресс-конференцию, то к её началу я практически не владею информацией, а через час могу дать экспертную оценку, что происходит в этой отрасли и какова его динамика.

Всё это благодаря факультету, потому что нас учили критическому системному осмыслению и применению различных методологий. Нас учили делать это быстро и качественно. Профессорско- преподавательский состав, который работал с конца 80-х и в начале 90-х был блестящий. Это были лучшие советские профессора, которые получили возможность не молчать и передать весь накопленный опыт в свободной академической среде. За это большой поклон им.

Философия для всех и каждого

Все студенты, так или иначе, проходят через философские дисциплины — это базовая компонента любого университета. Они обязаны проходить историю диалектики, основу философии или историю философии.

 Спрашивается, зачем докторам нужна философия? В последнее время всё чаще жалуются, что врачи не могут поставить точный диагноз и проанализировать состояние пациента. На мой взгляд, философия выстраивает у человека модель мышления, которая помогает решать задачи эффективно и рационально.

Когда врач видит на пациенте сыпь, то он согласно протоколу минздрава начинает исключать различные болезни. Хотя существуют сопутствующие клинические симптомы. Не все молодые доктора к этому способны, они должны либо пройти долгую медицинскую практику, либо обучиться этому мышлению.

 Так можно говорить о любой отрасли, в которой требуются максимальная концентрация интеллектуальных и когнитивных способностей. Философия, как базовое знание, необходима всем.

Есть ли смысл поступления на факультет философии сейчас?

Во время получения образования действует главный принцип — самообразование. Задача преподавателя в том, чтобы дать направление и показать навыки работы со справочным материалом, с источников. Преподаватель дает скелет, а задача студента нарастить на нем мышцы, чтобы получить красивую форму.

Стоит ли поступать на факультет философии? Это крайне индивидуальный вопрос, потому что факультет философии подходит для людей достаточно ограниченного круга. Почему? Монетизировать знания сразу не получится, а наше общество настроено на быструю монетизацию. Получать быстрый материальный положительный эффект от тех знаний, который человек приобрел — нормально.

С философией немного по-другому, потому что её сфера применения достаточно узкая — это участие в исследованиях, либо преподавательская деятельность. В Советском Союзе одним из лучших типов вузов была партийная школа, где была сосредоточена основная кадровая база. Все бывшие руководители прошли партийные школы.

Там давалась немного специфичная основа философии, потому что она была привязана к аппаратной работе. Сейчас тоже самое и ничто не ново под луной. У нас в государстве говорят об отсутствии идеологической базы, которая необходима для формирования стройной идеологической платформы. Люди не до конца понимают, что отсутствие идеологии — это тоже идеология.

 Дело в том, что ни одно государство не может существовать без идейной конструкции. Вся стратегия подчинена определенным целям. Эти цели являются составной частью идеологической машины, которая заставляет государство двигаться. Всё подчинено стройной идее, которую необходимо кристаллизовать и помочь в этом нам могут философы.

Они наблюдают картину в исторической ретроспективе и могут правильно сформулировать, собрать и спрогнозировать эту идею.

Философов много быть не может и не должно. Нельзя говорить о рынке философии. Это оксюморон. Это знания и специализация достаточно штучные явления.

В моё время на факультете обучалось не больше двух групп и выпускники шли работать в ЦК Казахстана, в областные структуры, районы и вузы. Мои одногруппники сейчас занимают посты новостных изданий, работают на телевидение, продюсируют ток-шоу. Про остальных не могу сказать по двум причинам — это люди, которые занимаются нефтегазовым бизнесом, либо о них я ничего не знаю.

Источник: https://the-steppe.com/lyudi/zachem-nuzhna-filosofiya

За и Против: Нужно ли преподавать философию?

Нужна ли философия современному человеку

27 января 2018 года в Дискуссионном Клубе Полтава состоялась дискуссия по теме: Нужно ли преподавать философию?

Аргументы позиции утверждения (нужно) подготовил и озвучил Эволюционер (дискуссионное прозвище), аргументы позиции возражения (не нужно) — Кихот (дискуссионное прозвище).

Почему такая тема?

Многие из нас не видят в философии никакого смысла, а если видят смысл, то не видят в ней пользы. А кто-то считает философию незаменимым инструментом мировосприятия цивилизованного человека. 

Мы решили запустить этот вопрос в мясорубку метода дискуссии по правилам Дискуссионного Клуба Полтава. Какие выводы получим на выходе?

дискуссии

Аргументы сторон 

Для этой публикации значительно сокращены, полные аргументы на видео:

Первый, синий аргумент «За»

Эволюционер: Философия — это главная наука.

Философия (в переводе с греческого — любовь к мудрости) считается первой наукой. Большинство известных нам древних мудрецов мы называем философами — Сократ, Аристотель, Диоген, Платон. 

Философы были первыми учёными, благодаря стремлению к знаниям, первыми социальными деятелями, благодаря мудрости, и первыми адвокатами, благодаря красноречию. 

[…] главный объект философского освоения — естественная и неизменная природа (сущность) человека… Энгельс писал: «Философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». А Платон считал, что «горе тому государству, которым не управляют философы». 

[…] философия — это не наука, а специфическая форма духовной культуры.

[…] Философия по-прежнему остаётся чем-то большим — сферой работы человеческого разума, создающего науку и культуру. […]

Первый, синий аргумент «Против»

Кихот: Зачем нам вчерашние дырявые носки?

Философия —это как сырое мясо.

Пока мы не приручили огонь, мы ели мясо сырым. Оно усваивалось в нашем организме кое-как. Вместе с сырым мясом в организм попадали глисты, которые нас поедали изнутри.

После укрощения огня появилась кулинария. Теперь мы мясо жарим, варим, парим. Делаем фарш и лепим пельмени. И желудку приятно, и организму польза. Паразиты при жарке-варке погибают.

Мясо сырое и мясо в пельменях — это две большие разницы.

То же и наше сырое мясо философия. 

Философия нужна была, когда не было науки в том понимании, как мы её знаем сейчас. Философия способом болтологии пыталась объяснить всё сущее, которое нас окружает. Она пыталась понять, как всё устроено. Пыталась понять, используя ту штуку, которую каждый из нас имеет во рту, и которая болтается между зубами.

На руинах философии вырос научный метод. […]

Второй, зелёный аргумент «За»

Эволюционер: Незнание философии ограничивает мышление человека.

[…] Философию нередко представляют, как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Отсутствие сиюминутной пользы совсем не свидетельствует о бесполезности того или иного предмета. 

Изу¬чая философию, мы развиваем своё мышление, тренируем наш мозг, как спортсмен тренирует своё тело, чтобы впоследствии успешно справ¬ляться с различными профессиональными и жизненными задачами. Поэтому изучение основ философии можно начинать в средних классах школы. А также в ПТУ и колледжах. […] 

Философия — это широта и свобода мышления. Философы раскачивают наше сознание своими утверждениями, и не всегда для того, чтобы что-то утвердить, а для того, чтобы разбудить наше сознание. […]

Второй, зелёный аргумент «Против»

Кихот: Если жевать не глотая, можно подавиться слюной.

Ходит байка, что Энштейна спросили высказаться насчёт философии. Он ответил: это нечто такое, что можно без конца жевать, а глотать нечего. 

Вот вам и вся философия.

[…] Что изучает предмет философия?

[…] Где когда какой философ что сказал, какие понятия ввёл, что думал по тем или иным предметам. […] Зачем нам это всё старьё? Какова практическая польза от подобного умничанья сегодня? Когда есть, как я уже говорил, научный метод, который позволяет находить конкретные решения конкретных проблем, которые перед нами стоят.

В таком старорежимном виде философия нужна небольшому числу специалистов. Любителей. Ценителей. Эстетов. 

Для подавляющего большинства она не представляет никакой практической пользы.

Третий, красный аргумент «За»

Эволюционер: Глобальные перемены в мире происходят на уровне философского восприятия. 

Если человек хочет разобраться в глобальных социальных, экономических явлениях, то ему следует разбираться в причинно-следственных связях. Не путать причину со следствием может только человек с философским складом мышления. 

[…] Любые социальные формации возникли из философии. Например, капитализм и коммунизм — это философии, выведенные в идеологию. Например, капитализм — протестантизм, идеи Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Кейнса, мысли Макиавелли, труды Вебера и философия Маркса.

Коммунизм — это убеждения ордена францисканцев, это Джерард Уинстенли, Бабёф, Фурье, Кампанелла, и его «Город Солнца» и тот же Маркс.

В основе всего стоит идея, а идея — это философия. Современным миром правят идеологии, их создание невозможно без философии, ровно, как и понимание их сути. 

Ещё большее влияние имеют философские парадигмы, которые в отличие от идеологий, остаются в тени для непосвящённых. […]

Деонтология — учение о морали […]

Консеквенциализм — напротив, это группа теорий, где результат превалирует над действием. Его историческими формами являются такие нормы и теории, как:

  • Гедонизм (стремление к наслаждениям);
  • Утилитаризм (стремление к выгоде во всём);
  • Эвдемонизм (стремление к счастью).

Надо отметить, что именно консеквенциализм является основой аргументации в современной политике и культуре. […]

Третий, красный аргумент «Против»

Кихот: Мозаика слона.

Расскажу индийскую притчу. 

Шесть слепых мудрецов решили понять, что такое слон.

Первый коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй коснулся хобота: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий коснулся бивня: «Какой острый! Слон похож на копье».

Четвертый коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало».

Шестой коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».

Они начали спорить, каждый доказывал своё видение. За этим наблюдал простолюдин и сказал им, что каждый из них прикоснулся только к одной части слона и, если сложить их вместе, они поймут, что такое слон. 

То же и с нашей философией, которая и есть слон.

Изучив несколько предметов, например, географию, биологию, математику, историю, физику и так далее, поняв их общие законы и закономерности, мы уже постигли философию. Ведь философия — это по сути знание общих закономерностей всего сущего. А каждый предмет в отдельности представляет нам отдельную часть этого сущего. 

[…] Так вот мозаика из всех этих предметов и есть простейшая философия.

Итог аргументов сторон

Эволюционер: итог аргументов в пользу того, что философию преподавать нужно:

  1. Философия — это главная наука.
  2. Незнание философии ограничивает мышление человека.
  3. Глобальные перемены в мире происходят на уровне философского восприятия.

Кихот: итог аргументов в пользу того, что философию преподавать не нужно

  1. Зачем нам вчерашние дырявые носки?
  2. Если жевать не глотая, можно подавиться слюной.
  3. Мозаика слона.

Общий итог дискуссии

Философия является древней протонаукой, которая пыталась решать вопросы бытия средствами исключительно болтологии. Но после того, как появился научный метод и наука в современном её понимании и виде, значение философии уменьшилось. Фактически современные науки взросли на перегное философии, как зерно на удобренной карбамидом почве. 

Вместе с тем философия и по сей день востребована, поскольку создаёт в обществе дух размышления. Кроме того, она является неким междисциплинарным клеем, соединяющим все науки воедино для выработки основанного на этих науках целостного мировоззрения. И посему именно философия помогает каждому понять суть смысла бытия (жизни), что является хорошим, а что плохим. Как жить, зачем жить?

На основании изложенного считаем преподавание философии необходимым. Другое дело — как её нужно преподавать, по каким программам? Кто её будет преподавать? Если эти последние вопросы не будут решены эффективно, то преподавать философию не только не нужно, но и вредно.

Голосование 

Просьба ать после ознакомления с аргументами, для вынесения своего рассудительного решения.

Нужно ли преподавать философию?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Источник: https://poltava.to/project/3315/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.