Как усовершенствовать взаимодействие органов службы занятости с работодателями
Службы занятости помогут решить бытовые проблемы безработных
Службы занятости изменятся до неузнаваемости, сообщили «Российской газете» в Роструде. Их сотрудники станут, по сути, персональными консультантами для каждого, кто обратится к ним в поисках работы.
При необходимости помогут переселиться в другой регион, подобрать детский садик для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию.
Службы занятости населения смогут выполнять и функции внешней HR-службы для компаний. И что немаловажно: практически все эти услуги при желании можно получить дистанционно.
Основным онлайн-ресурсом по занятости и рынку труда станет общероссийская база вакансий «Работа в России».
В России стартовал стратегически важный проект по реформированию службы занятости населения. Он реализуется Рострудом под патронатом минтруда и минэкономразвития. Сейчас разрабатывают единые новые стандарты для работы служб занятости, и уже в этом году их начнут «обкатывать» в 16 пилотных регионах.
В новых службах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье
Как изменятся службы занятости, «РГ» рассказал замглавы Роструда Денис Васильев. Главное, будет другой принцип оказания услуг. Службам предстоит перейти от отдельных запросов по обращениям граждан или работодателей к решению комплекса проблем в соответствии с жизненной или бизнес ситуацией, стать современным кадровым центром.О правовых тонкостях взаимодействия с работодателем эксперты «РГ» рассказывают в рубрике «Юрконсультация»
О том, что в принципе должно измениться в работе служб занятости в результате реформирования, рассказал «РГ» замглавы Роструда Денис Васильев.
Главное, говорит он, изменится принцип оказания услуг. Службам предстоит перейти от отдельных услуг по обращениям граждан или работодателей к решению комплекса проблем в соответствии с жизненной или бизнес-ситуацией, стать современным кадровым центром.
Что это значит?
Служба занятости должна выступать для человека в роли персонального консультанта — ассистента, который оценит его профессиональный уровень, при необходимости предложит услуги по повышению квалификации или по переориентированию в другую сферу деятельности, предоставит консультацию и рекомендации по лучшему возможному профессиональному пути. Саму линейку оказываемых услуг также планируется обновить.
Восемь тысяч москвичей нашли работу за 100 дней
Для организации такой работы планируется проводить профилирование соискателей по навыкам, а не формальным квалификациям, изучать их мотивацию. Это позволит консультанту предложить уже готовый адресный комплексный пакет услуг и сервисов для гражданина в зависимости от его конкретной жизненной ситуации. Получится нечто вроде «продуктовой линейки» служб занятости для людей различных категорий.
«Работодателям нужны специалисты с конкретными компетенциями, навыками.
Благодаря профилированию в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию о человеке, ищущем работу, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами», — продолжает Васильев.
Все это потребует новых компетенций и от самих служб занятости. По сути, предстоит создать новый тип сотрудников (консультантов, профессиональных ассистентов) через специальные программы обучения и переобучения, которые также пройдут апробацию в пилотных регионах.
Консультант должен будет вести с человеком проактивную работу, основываясь на данных профилирования, если надо — предложит переобучиться.
Если по профессии соискателя есть интересные вакансии в другом регионе — предложит переехать, предоставит всю информацию, поможет пройти дистанционное собеседование, расскажет об условиях жизни в регионе, как и где там арендовать жилье, и ответит на все профессиональные и «бытовые» вопросы.
Уровень зарплат в Киргизии меньше, чем в других странах ЕАЭС
Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и некоторые личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, если женщина найдет работу далеко от дома и ей станет неудобно водить ребенка в детский сад, служба занятости сможет предложить варианты по переводу ребенка в другой детсад, ближе к ее работе.
«Центры занятости должны превратиться из места, куда приходят в последнюю очередь по необходимости, в место, куда хочется пойти и воспользоваться услугами. Наша цель — сделать так, чтобы в службе занятости люди увидели центр собственного развития и обеспечения успешности, востребованности, благосостояния», — поясняет Денис Васильев.
Дополнительно планируется разработать новые подходы и инструменты по работе с категориями людей, особо нуждающихся в поддержке в трудоустройстве (выпускники, инвалиды, молодежь, женщины, бывшие заключенные, старшее поколение).
Также предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не только при очном общении или по интернету, но и по телефону, через мобильные приложения.
Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями. Теперь службе предстоит наращивать пул качественных вакансий и оказывать работодателям услуги, пока еще свойственные только кадровым агентствам, вести с ними проактивную работу.
О чем речь?
Служба занятости населения сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров.
В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах).
Кроме того, служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов или расширения производства. Также стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся на предприятии работников.
По словам Дениса Васильева, работа по подготовке предложений по модернизации службы занятости населения еще продолжается. До 1 июня будет сформирован проект единых требований к службам занятости и направлен в минтруд для рассмотрения и утверждения.Документ будет содержать требования к помещениям и их оформлению, к регламенту работы, к квалификации сотрудников и программам ее повышения, к информатизации и автоматизации деятельности службы, к единому фирменному стилю для всех служб занятости.
Швеция реализует мечту о «вечной халяве» за достойную зарплату
Параллельно планируется сформировать систему управления качеством на федеральном уровне — ведение специального мониторинга, который будет заключаться в проведении как внешнего общественного независимого мониторинга для изучения клиентского опыта, так и организацию внутреннего ведомственного контроля за показателями деятельности службы занятости, ее отдельных элементов на предмет соответствия стандартам деятельности. «Система может стать инструментом оперативного внедрения постоянных улучшений в сфере услуг службы занятости, позволит проводить агрегацию лучших местных практик и быстро их распространять по всей стране», — поясняет замглавы Роструда. Кроме того, в деятельность всех органов занятости планируется внедрить систему бережливого производства, благодаря которой можно будет постоянно проводить реинжиниринг различных процессов, в том числе связанных с документооборотом и оптимизацией рабочего места.
Комплекс мероприятий, который будет разработан в ближайшее время и направлен на согласование в правительство, будет рассчитан до конца 2024 года.
По словам Дениса Васильева, служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионах, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан. «Все предлагаемые изменения нужны в первую очередь для повышения кадрового потенциала России и, как следствие, повышения производительности труда и роста экономики. Одним из ключевых направлений в обновленной службе занятости должно стать решение не узкорегиональных проблем, а задач развития экономики и потребностей страны в целом. Так, например, вопросы мобильности трудовых ресурсов, в том числе привлечения кадров на Дальний Восток», — отметил Денис Васильев.
Источник: https://rg.ru/2019/05/20/sluzhby-zaniatosti-pomogut-reshit-bytovye-problemy-bezrabotnyh.html
Реформа «служб занятости»: что изменится к 2024 году?
Ставропольский край вошел в число 16 пилотных регионов, где с 2019 года в рамках реализации национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» начали «обкатывать» проект по реформированию служб занятости. Одна из главных задач: такие службы должны стать ближе к людям. После апробации этого проекта на Ставрополье и в других пилотных регионах страны опыт распространят на остальные субъекты РФ.
© из архива газеты «Ставропольская Правда»
Сегодня президентом нашей страны ставится задача к 2024 году повысить до 90% удовлетворенность граждан работой служб занятости.
Задача сложная, ведь для того чтобы соответствовать ожиданиям населения, службам занятости необходимо измениться до неузнаваемости.
Они должны стать современным кадровым центром, а их сотрудники – персональными консультантами для каждого, кто обращается в поисках работы.
В проекте три города
Первыми в нашем регионе работу службы занятости реформируют города Ставрополь, Невинномысск и Минеральные Воды.
Принятый в крае региональный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает реализацию двух мероприятий: переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; развитие инфраструктуры занятости в Ставропольском крае. Весь комплекс мероприятий рассчитан до конца 2024 года.
Финансирование проекта осуществляется из федерального и краевого бюджетов. Общий объем средств, выделенных в текущем году, на мероприятия по поддержке занятости составляет 66,69 млн рублей, на развитие инфраструктуры занятости – 39,47 млн рублей.
– Наша задача – сделать так, чтобы центры занятости, с одной стороны, стали ближе к людям, чтобы обращающиеся к нам за помощью в поисках работы граждане видели в них прежде всего центры для собственного профессионального развития для построения карьеры, обеспечения надежной помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с потерей работы, переменой места жительства. Нужно, чтобы на помощь центров занятости могли рассчитывать все обратившиеся туда в связи с профессиональными затруднениями, например из-за получения инвалидности, с выходом в декретный отпуск и просто выходом на рынок труда впервые после получения профессионального образования, – рассказывает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко. – С другой стороны – центры занятости должны превратиться в мощный экономический рычаг для модернизации экономики, повышения производительности труда, что достижимо только при выстраивании тесных, партнерских отношений с работодателями, оказании им помощи по целому комплексу вопросов обеспечения кадрами и развития кадрового потенциала. Нам необходимо построить такую инновационную систему оказания услуг, при которой результаты работы учреждений занятости будут не просто цифрами на бумаге, а конкретными достижениями по улучшению жизни людей, а также экономических показателей предприятий и организаций края. Пока мы только в самом начале долгого и сложного пути реформирования. И сейчас нам нужно понять, как сделать, чтобы те инвестиции, которые потратит государство на модернизацию служб занятости, сделали наши центры привлекательными для опытных специалистов или выпускников, или пенсионеров, которые по той или иной причине хотят найти новую работу.
Новая миссия службы занятости
Основная цель реформирования, призванного повысить эффективность деятельности служб занятости, – изменение принципа оказания услуг.
В соответствии с новой моделью организации работы служба занятости будет взаимодействовать с гражданами и работодателями посредством представления персональных консультантов-ассистентов, которые проведут оценку сложившейся жизненной ситуации у каждого конкретного жителя края. А потом оценят бизнес-ситуации у работодателей.
И в конце концов разработают комплекс мероприятий, в том числе по подготовке (переподготовке) граждан, углубленному профилированию, адаптации на рынке труда, психологической и материальной поддержке с целью быстрого и эффективного решения возникших у работников и работодателей проблем.
Таким образом, учреждениям занятости предстоит перейти от механизма предоставления услуг к механизму решения проблем россиян и тех предприятий, которые готовы предоставить им работу.
Индивидуальный подход к каждому
Поскольку работодателям нужны специалисты с конкретными компетенциями и навыками, для организации работы по поддержке занятости планируется проводить профилирование соискателей по навыкам.
Благодаря этому в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию об ищущем работу человеке, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами. Индивидуальный подход к оказанию услуг позволит учитывать все жизненные обстоятельства человека, а также запустить специальные программы поддержки для уязвимых социальных групп, то есть для инвалидов, выпускников, пожилых людей. Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и некоторые личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, в новых центрах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье, при необходимости помогут переселиться в другой регион, подобрать детский сад для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию.
Помощь работодателям
Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями. Теперь служба сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров.
В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах).
Кроме того служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов, которые уже реализуются в нашем крае и предполагают открытие новых производств или расширение производства.А кроме этого реформированные службы занятости призваны стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся работников.
Принцип «одного окна»
Предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не только при очном общении или по сети Интернет, но и по телефону, через мобильные приложения.
То есть, практически все услуги при желании можно получить дистанционно, включая удаленную запись на прием в службу занятости и онлайн-заполнение на оказание услуг.
Основными онлайн-ресурсами для поиска работы и подбора работников станут общероссийская база вакансий «Работа в России» и официальный интерактивный портал службы занятости населения края.
В идеале служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионе, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан.
В настоящее время в вошедших в пилотный проект центрах занятости идет подготовка к работе в новых условиях.
До конца сентября планируется завершить текущий ремонт зданий и помещений и оснащение рабочих мест сотрудников в соответствии с Едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и направленными в том числе на внедрение новых цифровых сервисов и программно-аппаратных комплексов.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5f3629256d5ca00db50ff9/5d678b8d1d656a00adeac299
Трансформация центров занятости: решение жизненных ситуаций и построение карьеры
Сейчас службы занятости не слишком востребованы как у работодателей, так и у соискателей. Во многом это связано с бюрократизацией большинства процессов. Работодатели должны заполнять огромное количество документов и при этом не верят в успех поиска сотрудников.
В итоге, по данным руководителя Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николая Соломона, сегодня в центры занятости обращаются всего 35% работодателей. Аналогичная ситуация складывается и со стороны соискателей, ведь им необходимо занимать очередь в 5-6 утра и проводить в центрах по полдня, чтобы заполнить бумаги и зарегистрироваться.
Люди зачастую пользуются альтернативными площадками для поиска работы, а в службы занятости обращаются разве что за пособиями.
Изменить ситуацию должна модернизация служб занятости, предусмотренная нацпроектом «Производительность труда и поддержка занятости». цель — усилить позиции и повысить их престиж.
Модернизированные службы будут активно обеспечивать экономику кадрами, решать задачи непрерывного обучения и развития профессиональных навыков граждан.
Работодатели же должны видеть перспективы во взаимодействии с ними для получения качественного персонала и предоставления вакансий, рассказали порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, в Минтруде.
Бережливые технологии и мотивация «охотников за головами»
Для повышения качества работы служб занятости ФЦК уже сделал несколько пилотных проектов и применил в службах занятости (СЗН) бережливые технологии.
«Средний срок трудоустройства человека составлял шесть месяцев, с помощью инструментов бережливого производства мы его сократили до трех месяцев. Но это всего лишь числовой показатель.
Самым сложным при реализации проекта было отсутствие у центров занятости мотивации стать профессиональными хедхантерами», — подчеркнул Соломон.
В свою очередь первый замглавы Минтруда Алексей Вовченко отметил, что внедрение бережливых технологий доказало свою эффективность.
В одной из пилотных СЗН уровень трудоустройства вырос со средних по России 63% до 87%.
«То есть если технология внедрения бережливого производства поднимает такой результат, помогает его достигать, то тогда нам никакие пилоты не нужны, нам надо просто это внедрять повсеместно», — подчеркнул он.
Теперь модернизация ждет службы занятости по всей стране. Минтруд уже разработал единые требования к ним.
Эти требования касаются регламентов работы, программ переобучения и мотивации сотрудников служб занятости за счет повышения престижа работы и вовлеченности, систем информатизации и автоматизации, контроля и оценки качества предоставления услуг.
При разработке требований учитывался опыт внедрения бережливых технологий в пилотных проектах, которые показали, что эффективность центров составляет всего около 60%, а устранение потерь дает возможность повышать зарплаты сотрудников, мотивируя их таким образом на улучшение качества работы, говорил глава ФЦК.
Стандартизация работы служб занятости — не единственное направление, призванное повысить уровень оказания услуг. Центры занятости будут внедрять технологии, обеспечивающие оперативность и проактивность взаимодействия с клиентами.
Должен измениться сам принцип работы центров — от простого предоставления услуг до решения жизненных ситуаций людей, которые в них обращаются. Для этого будут проработаны кейсы различных жизненных ситуаций и четко определены действия работника центра занятости для каждого из них.
Например, в центрах могут предложить пройти переобучение и сменить профессию, если у соискателя будут сложности с поиском работы по его специальности, или предложат работу в соседнем регионе.Специалисты служб будут давать советы по выстраиванию карьеры, предлагать, если требуется, необходимое обучение соискателя и даже по запросу проведут консультации по открытию собственного дела.
Полное обновление почти за 40 млн рублей
Модернизация центров занятости в 2019 году осуществляется в 16 регионах: Башкортостане, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской областях. К 2025 году будут модернизированы не менее 66 центров занятости населения.
Обновление одного центра занятости обойдется в 39,5 млн рублей. При этом 95% затрат берет на себя федеральный бюджет и только 5% — регион.
Деньги пойдут на обучение работников служб, текущий ремонт зданий и помещений, оснащение рабочих мест, организационное и методическое сопровождение внедрения и распространения единых требований, включая разработку, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, задействованных в деятельности службы занятости, создание и обеспечение работы каналов связи. Модернизированные центры будут работать под брендом «Работа России».
«Ребрендинг службы занятости призван изменить образ, сложившийся в сознании потребителей услуг. Были учтены современные тенденции в части кардинального изменения визуальной навигации: яркие информационные таблички, стенды, имиджевые и мотивирующие плакаты, буклеты, существенно изменился логотип», — отметили в Минтруде.
Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/899073