Муниципальное образование и административно территориальная единица что между ними общего

Содержание

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Муниципальное образование и административно территориальная единица что между ними общего
Определение 1

Территориальными основами местного самоуправления называют совокупность норм, в чьи функции входит закрепление и регулирование территориальной организации местного самоуправления.

На текущий момент в законодательстве и юридической науке рассматриваются различные подходы к территориальной организации Российской Федерации.

Любому государству с относительно крупными размерами необходимо территориальное разделение — это способствует реализации управленческих целей. Территориальное разделение осуществляется ради оптимального выполнения госаппаратом своих функций.

Государственный аппарат власти также подвергается разделению как по вертикали, так и по горизонтали согласно территориальному разделению самого государства.

Определение 2

Территориальное деление государства — это разделение его территории на части, которое проводится в интересах граждан этого государства.

Также подобный процесс способствует упорядочиванию отношений как между государством и единицами его территории, так и между ними самими. Это осуществляется посредством закрепления правового положения государства и его внутренних территориальных составляющих, а также процессов образования/преобразования/упразднения отдельных единиц государственной территории.

Основные понятия территориального разделения

При рассмотрении вопросов территориального разделения РФ стоит иметь ввиду то, что в соответствующей литературе и законодательных актах применяется целый ряд смежных понятий.

Рассмотрим их подробнее.

Определение 3

Государственно-территориальным устройством Российской Федерации является разделение ее территории на субъекты, единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое необходимо для государственного управления.

Определение 4

Территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории отдельных субъектов РФ на единицы административно-территориального значения, муниципальные образования и населенные пункты, которое выполняется для функционирования публичной власти.

Определение 5

Административно-территориальное устройство субъектов страны — это территориальное разделение субъектов РФ на единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое осуществляется для функционирования государственной власти субъекта.

Определение 6

Муниципально-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов страны на муниципальные образования, которое необходимо для реализации муниципальной власти.

Определение 7

Ведомственно-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов на образования ведомственно-территориального назначения (например, территории министерств или курортные зоны), избирательные округа, временные пояса и тому подобное для реализации федеральной государственной власти.

В практическом значении могут быть использованы разнообразные соотношения административно-территориального устройства к муниципально-территориальному, которые действуют в рамках каждого определенного государственного субъекта. О. В. Берг рассматривает 4 возможных варианта административно-территориального деления, которое можно применить для организации государственной власти, включая местное самоуправление.

  1. Административно-территориальные единицы, используемые для организации государственной власти территориально больше единиц такой же категории, необходимых для организации местного самоуправления (то есть образований муниципального значения).
  2. Границы единиц административно-территориального значения для государственной власти идентичны границам муниципальных образований.
  3. Муниципальные образования размерно больше административно-территориальных единиц для организации государственной власти.
  4. Административно-территориальные единицы для организации власти равны по территориальному признаку с муниципальными образованиями, однако их границы не совпадают.

Четвертый вариант устройства субъекта РФ теоретически возможен, однако практически не используется, так как является неэффективным с организационной точки зрения. Третий вариант применим только к городам, которые состоят из районов с созданными подразделениями некоторых органов государственной власти (например, налоговая инспекция). Чаще всего используются варианты 1 и 2.

Что такое муниципальные образования и их роль в территориальном разделении

Местное самоуправление реализуется в рамках административно-территориального устройства субъектов. Органы местного самоуправления функционируют исключительно в границах муниципальных образований — территориальных основ местного самоуправления.

При этом стоит учитывать, что административно-территориальная единица является формальной единицей территориального деления субъекта страны, которую выделили государственные органы власти данного субъекта для реализации своих полномочий.

А формирование системы муниципальных образований осуществляется, образно выражаясь, «снизу» — согласно потребностям местных граждан.

Определение 8

Понятие «муниципальное образование» является комплексным и обозначает поселение городского или сельского типа, а также прочую территорию, в границах которой выполняется местное самоуправление.

Введение и юридическое закрепление такого понятия обусловлено развитием федеративных отношений, в результате которых во множестве субъектов Российской Федерации начали применять исторические и национальные территориальные наименования — для юридической практики были необходимы унифицированные определения территорий, в границах которых выполнялось местное самоуправление.

Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским Кодексом РФ (в статьях 124 и 215), после чего он появился в федеральных законах о местном самоуправлении.

В текущем Законе о местном самоуправлении (действует с 2003 года) нет определения муниципального образования, в нем содержится только перечисление видов таких образований, которые могут быть сформированы на территории Российской Федерации.

Определение 9
Муниципальное образование можно определить как населенную территорию, которая обладает статусом муниципального образования согласно закону субъекта страны, имеет установленные этим законом границы и обладает компетенцией в решении вопросов местного значения.

Законом предусматривается создание муниципальных образований следующих разновидностей:

  • городское поселение;
  • сельское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория в границах города федерального значения.

В РФ сейчас действует двухуровневая организация местного самоуправления.

Муниципальными образованиями первого уровня считаются городские и сельские поселения.

Определение 10

Сельским поселением считается один или несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией, при этом местное самоуправление в них осуществляется напрямую населением или посредством выборных либо прочих органов местного самоуправления.

Определение 11

Городским поселением считается город или поселок, местное самоуправление в которых выполняется либо населением напрямую, либо через выборные или другие органы местного самоуправления.

Местным самоуправлением второго уровня считаются муниципальные районы.

Определение 12

Муниципальный район состоит из поселений либо группы поселений и территорий между ними, которые объединены общей территорией и в ее границах местное управление выполняется для решения задач местного самоуправления ( которые носят межпоселенческий характер) либо напрямую населением, либо через выборные и прочие органы местного самоуправления, имеющие возможность осуществлять отдельные полномочия государства, которые передаются законами федерального значения и законами субъектов государства.

Муниципальный район состоит из сельских или смешанных поселений (сельские и городские).

У поселений и районов существует разный перечень вопросов местного значения, так как для каждого муниципального образования отведена своя роль, поэтому органы местного самоуправления муниципального района должны решать вопросы межпоселенческого характера в отличие от органов местного самоуправления поселения. Слияние поселенческого и районного подходов при формировании системы муниципальных образований дает возможность одновременно решить такие задачи, как приближение местного самоуправления к населению и комплексное решение вопросов местного значения, согласно их территориального уровня.

Случаи одноуровневого самоуправления в Российской Федерации

Исключением из общего правила (для некоторых территорий Российской Федерации) является одноуровневое самоуправление. Рассмотрим такие случаи подробнее.

Одним из них является местное самоуправление на межселенных территориях.

Определение 13

Межселенной территорией называют территорию, расположенную вне границ поселений, на территорию которых распространяется местное самоуправление органами власти муниципального района.

Такие территории обычно формируются в местностях с малым числом населения, если отдельный населенный пункт сложно присоединить к поселению ввиду большого расстояния или затрудненного доступа, а само формирование малочисленного сельского поселения с самостоятельным статусом является экономически, организационно или по иным причинам нецелесообразным.

Другим случаем является местное самоуправление в городских округах.

Определение 14

Городским округом считается городское поселение, не находящееся в составе муниципального района, при этом органы его местного самоуправления выполняют задачи местного территориального значения, а также задачи местного значения муниципального района, при этом они могут также выполнять отдельные полномочия государства, которые передаются органам местного самоуправления законами федерального значения и законами субъектов страны.

Городское поселение может быть наделено статусом городского округа согласно закону субъекта РФ при соответствии следующим условиям:

  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного решения вопросов местного значения городского округа органами местного городского самоуправления, а также для выполнения отдельных полномочий государства;
  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного принятия решения органами местного самоуправления прилегающих (одного или нескольких) муниципальных районов вопросов местного значения, касающихся этих районов, а также для выполнения ими отдельных полномочий государства.

В процессе наделения городского поселения статусом городского округа учитывается перспективность развития этого поселения, что должно быть подтверждено генеральным планом этого поселения.

Согласно указанному закону статус городского округа также получили наукограды и административно-территориальные образования закрытого типа.

Еще один случай — это осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения.

Определение 15

Внутригородской территорией города федерального значения называют часть такого города, в границах которой местное самоуправление выполняется самими населением или выборными и другими органами местного самоуправления.

Наделение муниципальных образований различными статусами (например, городское поселение или округ) осуществляется согласно законам субъектов России.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/territorialnye-osnovy-mestnogo-samoupravlenija/

Муниципальное образование и административно территориальная единица что между ними общего

Муниципальное образование и административно территориальная единица что между ними общего

Административным центром сельского поселения является населенный пункт, в котором находится представительный орган данного поселения. Понятие «пешеходная доступность» нигде нормативно не определено и не закреплено.

Законодатель определил новый вид территориальной единицы межселенная территория – это территория находящаяся вне границ поселения.

Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, населением непосредственно или органами местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Все поселения, которые не являются городскими округами в обязательном порядке входят в состав муниципального района.

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий

Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ

Под закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) необходимо понимать имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий в себя специальные условия проживания граждан. Ведомственными территориями являются, например, нотариальные и судебные округа, милицейские участки и т.д.

Ведомственно-территориальное деление

§ 2. Соотношение понятий «муниципальное образование»,

Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Иными словами, под поселением по-прежнему понимается географический объект. Федеральная служба государственной статистики в

Взаимосвязь административно-территориального и муниципально-территориального устройства соответствующего субъекта РФ обеспечивается посредством: единства пространственной основы – территории субъекта РФ, в рамках которой определяются оба вида устройства; учета мнения населения при решении вопросов административно-территориального и муниципально-территориального устройства и их изменении; соотносительности единых принципов территориальной организации МС и принципов административно-территориального устройства соответствующего субъекта РФ; взаимодействия ОГВ субъекта РФ и органов МС по вопросам территориальной организации МС в субъекте Федерации и административно-территориального устройства данного субъекта РФ.

КС в ряде своих решений сформулировал правовую позицию согласно которой определение территориальной основы на которой создаются МО должно способствовать приближеию органов МС к населению

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,791

. канд. юрид. наук. – Омск, 2001.

– 236 с. 7. Овчинникова Л. В.

Конституционные основы реализации интересов населения и публичной власти в сфере территориальной организации местного самоуправления, градостроительства и землепользования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007.

Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с. 10. Федеральный закон от 18 декабря 1997 г.

№ 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5718. В научной литературе неоднократно

§ 2. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт»

Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

2004. N 7 (227). См.: Дементьев А.Н.

Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований.

М., 2004. С. 10 — 12. В Градостроительном и Земельном кодексах РФ термин «поселение» употребляется только для обозначения соответствующего вида муниципального образования. Однако в соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов» регистрации в Федеральном реестре географических объектов подлежат следующие территории: города и другие поселения, районы, волости.

Иными словами, под поселением по-прежнему понимается географический объект. Федеральная служба государственной статистики

Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации

Более того, параллельно с административно-территориальным устройством субъекта РФ сформировалось муниципально-территориальное. Теоретически они должны совпадать, что увеличило бы эффективность публичного управления, но на деле это не всегда так.

N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу, что территориальное

Шпаргалка по «Инфраструктуре муниципального образования»

В муниципальных образованиях такого. подчинения нет. Они автономны, каждое из них самостоятельно и под свою ответственность занимается местными делами.

14. Объект управления МО. Для ответа на этот вопрос, нужно дать ответы на след. вопросы: 1. Понятие муниципального образования 2.

Типология муниципальных образований 3. Население муниципального образования 4.

Территория муниципального образования 1.

Муниципальное образование определяется как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория …, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. В работе А.Г. Воронина и др.

выделяется 3 группы муниципальных образований.

Административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство

Административным центром сельского поселения является населенный пункт, в котором находится представительный орган данного поселения.

Понятие «пешеходная доступность» нигде нормативно не определено и не закреплено. Законодатель определил новый вид территориальной единицы межселенная территория – это территория находящаяся вне границ поселения.

Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, населением непосредственно или органами местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Все поселения, которые не являются городскими округами в обязательном порядке входят в состав муниципального района.

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий

Муниципальное образование

В числе таких поселений могут быть и городские, и сельские.

Главное предназначение муниципального района — решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных государственных полномочий.

Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности до административного центра района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

Межселенная территория — это территория, не входящая в границы поселений.

Здесь могут располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей в каждом менее 1000 чел.

Источник: http://konsalt74.ru/municipalnoe-obrazovanie-i-administrativno-territorialnaja-edinica-chto-mezhdu-nimi-obschego-67731/

Конспект

Муниципальное образование и административно территориальная единица что между ними общего

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни.

Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения».

А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства.

 Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Хабаровск.

Административно-территориальное устройство России 2018 г. (нажмите, чтобы увеличить)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.