Почему объяснение должно быть написано от руки

Содержание

Как пишется от руки

Почему объяснение должно быть написано от руки

Объяснительная записка — это деловой документ, который составляется для того, чтобы выяснить причины какого-либо негативного факта (опоздания или невыхода на работу, либо дисциплинарного проступка).

Объяснительная похожа по форме на докладную или служебную записку. Как и все документы, которые находятся во внутреннем обращении организации, пишется объяснительная в соответствии с требованиями ГОСТ Р6.30-2003г.

Быстрая навигация по статье

Цель записки

Как следует из названия документа, его содержание предполагает анализ причин, которые привели к негативному событию. Работодатель требует написать объяснительную для того, чтобы провести внутреннее расследование, лучше разобраться в ситуации и сделать правильные выводы.

Образец объяснительной. Как написать объяснительную?

Согласно 193 статьи Трудового Кодекса РФ, работник имеет право отказаться писать объяснительную записку — в этом случае руководитель может составить соответствующий акт и применить дисциплинарное взыскание.

Как показала практика, правильно составленная объяснительная записка в ряде случаев поможет расставить нужные акценты и даже избежать наказания (особенно если есть уважительная причина или негативная ситуация сложилась не по вине работника).

Структура документа и обязательные реквизиты

Объяснительная записка составляется в произвольной форме, на стандартном листе формата А4. Документ можно как написать от руки, так и напечатать на компьютере, придерживаясь следующей структуры:

  • «Шапка», в которой указывают название организации и отдела, ФИО и должность руководителя, которому адресована записка;
  • Должность, фамилия и инициалы автора документа;
  • Название документа — Объяснительная записка;
  • Тема, формулировка которой начинается со слов «О…», «Касательно…»;
  • Текст, в котором изложены факты, даны пояснения и указаны причины дисциплинарного проступка;
  • Дата составления документа;
  • Подпись отправителя с расшифровкой.

Рекомендации по составлению текста

Каждое слово, написанное в объяснительной, должно звучать аргументировано и веско, поэтому содержанию документа следует уделить особое внимание:

  • Прежде чем приступить к составлению объяснительной, нужно успокоиться и привести в равновесие нервы (когда эмоции берут верх, всегда есть риск написать что-то лишнее);
  • Сначала нужно перечислить факты, которые относятся непосредственно к негативному событию или поступку. Затем изложить причины, которые привели к такому результату;
  • В тексте стоит избегать излишней эмоциональности — изложение должно быть сухим и беспристрастным;
  • Какой бы ни была ситуация, главное — суметь чётко и ясно изложить свои мысли.

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

Служебная записка, как самостоятельный вид документа отсутствует в  общероссийском классификаторе управленческих документов (ОКУД) . При этом данный документ широко используется в деловой практике. В связи с этим оформлять служебную записку лучше всего в соответствии с требованиями ГОСТ 6.30-2003 «УСД. УСОРД.

Как написать объяснительную грамотно, чтобы смягчить наказание?

Требования к оформлению документов» в целях однотипности оформления документации.

Документ служебная записка, в отличие от докладной записки, обеспечивают коммуникацию подразделений организации на горизонтальном уровне, и составляются работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения. Следует учитывать, что служебная записка направляются обычно от одного руководителя к другому или от одного сотрудника к другому только в случае их равнозначного должностного статуса, в противном случае это будет докладная записка.

В основном, служебные записки составляются по вопросам материально-технического, информационного, организационного и хозяйственного обеспечения.

Служебные записки — это своего рода переписка между структурными подразделениями. Они обычно содержат определенную просьбу, предложение или иную служебную информацию.

Служебная записка объясняющая причины не выполнения планов и направляемая в вышестоящее подразделение является объяснительной запиской.

Состав полей служебной записки:

  • Шапка, в которой указывается адресат записки, с указанием структурного подразделения, должности и ФИО получателя;
  • Дата составления и регистрационный номер служебной записки;
  • Собственно наименование «Служебная записка«;
  • Предмет сообщения в виде подзаголовка к тексту;
  • Непосредственно текст служебной записки;
  • Подразделение и должность составителя, подпись и ее расшифровка подписи;

Служебные записки являются основным инструментом коммуникации внутри организации по всем тем вопросам деятельности, решение которых входит в компетенцию подразделения и не требует привлечения внимания вышестоящего должностного лица.

Это своеобразный вид переписки между структурными подразделениями. На практике,  в деятельности практически любой организации возникают ситуации, требующие документирования информационных взаимоотношений отделов.

В этих ситуациях и используются служебные записки.

Доверенность – это документ, который выдаёт частное лицо или организация другому лицу для наделения его определёнными правами и полномочиями на законных основаниях, а также для представительства перед третьими лицами.

Доверенность составляется в произвольной форме (в ряде случаев она не требует обязательного нотариального удостоверения).

Объяснительная от работника

Одинаковой силой обладает как печатная доверенность, так и написанная от руки (разница заключается в том, что рукописный документ действует только на территории Российской Федерации). В качестве примера попробуем написать доверенность от руки.

Быстрая навигация по статье

Предусмотренные случаи

Согласно Гражданскому Кодексу, к нотариально удостоверенным приравниваются следующие документы, которые могут быть составленными от руки:

  • Доверенность частного лица на управление транспортным средством;
  • Доверенность частного лица на получение стипендии, пособия, пенсии, заработной платы и иного денежного вознаграждения;
  • Доверенности военнослужащих, пациентов госпиталей, санаториев, заключенных, находящихся в местах лишения свободы, граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения (эти документы должны быть заверены командиром воинской части, старшим или дежурным врачом, начальником колонии, руководителем учреждения).

Элементы оформления доверенности

Бланк должен содержать следующие обязательные реквизиты, без которых документ считается недействительным:

  • Наименование – слово «Доверенность», которое принято располагать по центру;
  • Информация о доверителе (фамилия, имя, отчество полностью, паспортные данные, адрес проживания, а также должность);
  • Информация о доверенном лице (имя, фамилия, отчество полностью, паспортные данные, адрес, занимаемая должность или степень родства);
  • Текст документа, в котором исчерпывающе сформулированы полномочия, передаваемые доверенному лицу, а также указаны данные на имущество, на которое оформляется доверенность;
  • Дата составления документа;
  • Личная подпись доверителя и расшифровка подписи;
  • Отметка о заверке подписи в организации (подпись должностного лица, расшифровка подписи и печать).

Доверенность на управление автомобилем

Документ составляется в произвольной форме и, помимо стандартной информации, содержит сведения следующего характера:

  • Дата и место составления (недатированная доверенность не имеет юридической силы);
  • Срок действия документа (не более трёх лет);
  • Дополнительные полномочия, которые прописывают по желанию (права на ремонт, страхование автомобиля, прохождение техосмотра, участие в судебных слушаниях в случае ДТП и т.д.);
  • Подписи доверителя и доверенного лица с расшифровками.

Центральное место в таком документе занимают сведения о транспортном средстве:

  • Государственный регистрационный номер;
  • Идентификационный номер автомобиля (VIN);
  • Цвет, марка и год выпуска;
  • Номер двигателя;
  • Номер кузова и шасси (при наличии);
  • Данные паспорта транспортного средства;
  • Данные свидетельства о регистрации транспортного средства.

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

Источник: https://bookerlife.ru/kak-pishetsja-ot-ruki/

Объяснительная записка — образцы и примеры, как написать + формы

Почему объяснение должно быть написано от руки

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое объяснительная записка, как ее написать и приведем много примеров и образцов на все случаи жизни: на работу, ребенку в детский сад, школу, университет и т.д.

Виды объяснительных записок

Объяснительная записка — документ, который объясняет причины какого-либо факта (отсутствия на рабочем месте, опоздания, нарушения должностных обязанностей и так далее).

Самые распространенные виды:

  • Разъяснение каких-либо положений (отчетности и т.д.);
  • Разъяснение обстоятельств.

Форма объяснительной записки

Объяснительную записку пишут от руки, адресатом будет являться то лицо, которое ее потребовало.

Также ее можно набрать на компьютере, согласно форме, которая принята в конкретной организации.

Способ, которым должна быть выполнена записка, в законодательстве никак не закреплен, как и составление резюме, соответственно допускается использование и рукописного и машинописного вариантов.

Как написать объяснительную записку

Нужно понимать, что это не докладная и не заявление, поэтому в ней нужно просто отразить уже случившийся факт.

 Правила просты:

  • Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  • Изложенная информация должна быть достоверна;
  • Всегда пишется от имени сотрудника;
  • Содержит подпись и дату оформления.

Объяснительная записка пишется в свободной форме. Но для более правильного написания стоит ознакомиться с приведенными ниже образцами.

Объяснительная записка на работу

Образец:

Как видно из представленного образца, документ составлен четко по делу, указана причина опоздания, нет лишней информации.

После написания объяснительная записка об опоздании на работу передается должностному лицу, для принятия решения в отношении опоздавшего. Если будет принято решение о применении мер дисциплинарного взыскания, то данная записка будет приложена к приказу о взыскании как доказательство.

Образец объяснительной записки об отсутствии на рабочем месте

Пример:

Вообще, в соответствии с законодательством, отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов считается прогулом, вслед за которым может последовать увольнение либо другое дисциплинарное взыскание.

Причины такого отсутствия могут быть серьезными и уважительными, поэтому объяснительная записка в этом случае поможет работнику оправдаться перед руководителем.

Прежде чем приступать к написанию подобного рода объяснительной, нужно тщательно проанализировать обоснование своего отсутствия.

Объяснительная записка об ошибке в работе

От ошибок в работе не застрахован не один, самый педантичный и внимательный сотрудник. Но когда руководитель сталкивается с тем, что такие ошибки были допущены, чаще всего он хочет получить объяснения по этому поводу.

Оформление такой объяснительной записки рассмотрим ниже.

Прежде всего, стоит уяснить, что ситуация должна быть описана кратко, в то же время максимально полно. Нужно указать, в чем заключаются ошибки, почему они были допущены, какие последствия это повлекло.

Обязательные реквизиты для документа:

  • Фамилия, инициалы и название должности руководителя;
  • Название компании;
  • Заголовок;
  • Непосредственно объяснение;
  • Дата;
  • Подпись.

Главное: не делайте из документа сочинение!

В тексте указывайте уважительную причину, по которой были допущены ошибки, при этом свою вину не перекладывайте на других, вряд ли руководству понравится, что работник не хочет признавать недочеты в работе, допущенные им самим.

Если же вину признаете, то обязательно укажите, как сожалеете и поясните, что впредь такого не допустите.

Образец:

Из примера видно, что данная объяснительная записка директору составлена грамотно, без излишеств.

Образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей

Должностные обязанности каждого сотрудника зафиксированы в должностной инструкции, один экземпляр которой хранится у работодателя, другой у работника.

Каждый работник должен быть с нею ознакомлен, что подтверждается личной подписью, только потом можно требовать исполнения инструкции.

В объяснительной записке работник излагает свое видение ситуации, а руководитель решает, принять эту точку зрения либо вынести решение о взыскании.

Пример:

Пример объяснительной записки в детский сад

Объяснительную на имя заведующей детского сада родители обычно пишут тогда, когда ребенок пропускает несколько дней по причинам, не связанным с заболеванием.

Образец:

Объяснительная записка классному руководителю

Родителям часто приходится писать подобные записки, так как ситуации, когда школьник пропускает занятия по разным уважительным причинам, нередки.

Объяснительная записка от родителей (либо опекунов) о пропуске занятий является документальным подтверждением уважительной причины отсутствия школьника на уроках.

Пример:

Как таковой формат записки не особо важен для классного руководителя, важно то, что родители знают об отсутствии ребенка на занятиях в определенный день.

Объяснительная записка ребенку в школу

Прилагается классным руководителем для отчета по посещаемости, который составляется каждый месяц.

Объяснительная записка в школу об отсутствии на родительском собрании

Как разъясняют юристы, никто не вправе требовать от родителя подобную объяснительную записку. Присутствие на родительском собрании — дело добровольное и никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Объяснительная записка в университет

Студенты — народ любящий поспать пару лишних часов, опоздав из-за этого на занятия, а то и вовсе не желающий идти на лекции. Но бывают такие ситуации, когда причины отсутствия — уважительные. Главное, правильно донести это до преподавателей и декана.

Образец:

Приведенные выше образцы и примеры могут потребоваться в разных жизненных ситуациях. Умение оформить такой документ грамотно лишним являться не будет.

Как видно из примеров, серьезных отличий между разными типами записок нет.

Что предписывает закон

Согласно действующему законодательству потребовать от работника объяснительную может только работодатель. Это либо сам руководитель, либо лицо уполномоченное приказом на конкретный срок.

Благодаря объяснительной записке становится возможным выяснение всех обстоятельств, из-за которых был совершен проступок, какова вина непосредственно сотрудника.

В то же время, работник может отказаться писать объяснительную. Особенно если она подтвердит его вину, прямо или косвенно. Ведь никто не обязан свидетельствовать против самого себя, как гласит Уголовный кодекс Российской Федерации.

Но иногда лучше все-таки ее написать, чтобы избежать увольнения с работы либо другого серьезного взыскания.

Если в течение 2 дней сотрудник объяснительную не предоставил, не заявлял об отказе писать объяснительную записку, составляется соответствующий акт, а работник подвергается дисциплинарному наказанию.

Архивные сроки хранения объяснительных записок

Объяснительные записки вкладываются в личное дело сотрудника, соответственно хранятся вместе с ним 75 лет.

Что хотелось бы сказать в заключение? Как бы ни давил руководитель, прежде чем приступить к написанию служебной записки важно успокоиться и в спокойной обстановке, проанализировав все факты, составлять данный документ.

Написание объяснительной записки позволяет сотруднику изложить свое видение ситуации, не позволяет руководству трактовать все на свое усмотрение и выносить необоснованное взыскание.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/kak-napisat-obyasnitelnuyu-zapisku-obrazec/

Почему так важно писать от руки (часть 1)

Почему объяснение должно быть написано от руки

Просматривая различные комментарии, я вижу, что многие люди не понимают, почему так важно писать от руки. И хотя я раз за разом напоминаю, что этот навык необходим, мои призывы часто воспринимают на уровне “ну поговори еще…”.

Тем не менее этот навык настолько полезен и важен для каждого, что это невозможно оценить. Поэтому я решила обратиться к фактам и попытаться с их помощью достучаться до вашего сознания.

Пять основных причин
писать от руки

Письмо о руки – это такой же навык, как, скажем, держать ложку или завязывать шнурки. Но в отличие от этих чисто механических навыков, навык письма помогает развивать определенные участки мозга. Особенно это важно в детском возрасте, ибо с годами его поверхность теряет свою эластичность.

Давайте же более подробно рассмотрим те преимущества, которые получает человек, что развивает данный навык.

Причина 1.
Всестороннее развитие.

Наверное, вы слышали, что в зависимости от способа восприятия мира, люди делятся на три типа: аудиалы, визуалы и кинестетики.

У дошкольников (иногда и у младших школьников) все три системы восприятия развиты одинаково. Но потом один канал начинает выделяться и он определяет, как же человек воспринимает мир.

Кстати, именно из-за того, что у людей отличаются системы восприятия, часто между ними возникает непонимание.

Процесс писания позволяет развивать все три сенсорных системы. Аудиальные навыки улучшаются, когда пишешь под диктовку или проговариваешь текст вслух. Визуальные навыки задействуются тогда, когда мы наблюдаем за появлением букв на бумаге. И кинестетические навыки создаются ощущениями от прикосновения к ручке и бумаге.

Т.о., когда человек пишет, у него гармонично развиваются все участки мозга, что соответствуют сенсорным системам. Никто не исследовал, почему у него начинает доминировать какая-то из систем восприятия. Возможно, это связано с тем, что в процессе обучения у ребенка какой-то канал получает большую нагрузку.

https://www.youtube.com/watch?v=KsA7-dy6TZs

Анна Манген (университет Ставангера) исследовала, что теряет человек, что меняет ручку на клавиатуру. Как оказалось, в этом случае наш мозг лишается ответа на действие руки – не получает ощущения от прикосновения к ручке и бумаге.

Все клавиши одинаковые и разницы в их восприятии нет. Когда мы пишем от руки, мозг запоминает последовательность ее движений, их форму, форму букв и все это заставляет его развиваться.

Причина 2.
Улучшение познания.

Существенный плюс от писания рукой в том, что сам по себе этот процесс достаточно медленный. Мозг тоже обладает замедленным восприятием. И чем дольше длится входной сигнал, тем лучше он его усваивает.

Гармоничное объединение трех сенсорных систем также влияет и на качество познания. Не зря китайская пословица гласит:

Услышал – забыл, увидел – запомнил,

сделал – ПОНЯЛ.

Анна Манген показала, что при чтении текстов, написанных от руки, и текстов с экрана компьютера задействуются разные участки мозга. При чтении рукописных текстов работают как раз сенсорные участки мозга. Именно поэтому человек способен распознать любой почерк (а вот компьютер этого не умеет).

Причина 3.
Четкость мышления.

Эксперименты доктора Вирджинии Бернигер доказывают, что ручкой человек пишет лучше и более полными предложениями. Он также более ясно выражает свою мысль, у него получается более полное образное описание.

Данный факт д-р Бернигер объясняет двумя вещами. Первое, когда человек прописывает буквы, связывает их в слова, его мозг активируется. Второе, скорость письма обычно соответствует скорости нашего мышления. Поэтому при письме параллельно идет процесс обдумывания текста.

При работе за компьютером человек многие вещи делает автоматически или же его отвлекают разные программы. Поэтому важные мысли у него могут просто испариться.

Особенно полезно писать от руки при обдумывании дальнейших действий и планировании. При письме легче выразить мысли и можно лучше их прочувствовать. В процессе такой работы мы можем прокручивать в голове разные варианты и делать правильный выбор.

К тому же, то, что написано от руки, легче перевести в действие. Данные на бумаге обещания сложнее нарушить. Все это работает – можете проверить сами!

Причина 4.
Укрепление памяти.

Считается, что моторная память – самая крепкая и долговечная. Вот почему лучше запоминается, когда записываешь. Данный феномен хорошо известен всем студентам. Шпаргалки, которые они пишут для экзамена, им могут и не пригодиться, но свою функцию они выполняют – все написанные знания прочно остаются в их памяти.

То же проявляется при изучении иностранного языка. Доказано, что любой незнакомый алфавит можно легко запомнить за несколько часов, если хорошо его прописать. Это же показали эксперименты Анны Манген. Она взяла две группы. Одна из них учила алфавит, что имеет непростые буквы, прописывая их от руки. Другая группа должна была находить буквы на клавиатуре и печатать их.

Через шесть недель доктор Манген проверила знания участников. Как оказалось, те из них, кто учил буквы, записывая их на бумаге, помнили почти все. А вот те, кто изучал алфавит с компьютером, путались.

Объясняется это тем, что процесс писания от руки активирует ту зону мозга, что пропускает входящую информацию прямо в память. Кстати, при компьютерном наборе эта зона не активируется (руки работают автоматически).

Ученые говорят, что мы еще не полностью осознаем роль тела в нашей жизни. Наши тела органически взаимодействуют с окружающим миром. И в процессе обучения сенсорная память играет более важную роль, чем ментальность. Не зря говорят:

Причина 5.
Развитие творчества.

Когда вы пишите от руки, непрерывное движение ручки создает чувство потока. Особенно это ощущается, когда человек уже “расписался”, что позволяет его мыслям течь свободно. Тогда возникает ощущение, что слова сами ложатся на бумагу. Вы только присутствуете при этом чудесном процессе. Поток мыслей и движение вашей руки становятся чем-то единым.

https://www.youtube.com/watch?v=krMBZoc0Vec

Это состояние как раз и говорит, что открыт шлюз вашего творчества. Когда отключается “внутренний критик” и ваш мысли свободно текут, очень легко попадать в информационное поле Земли и черпать оттуда идеи и вдохновение.

Для продолжения этой статьи я подобрала немного неожиданный материал, в котором показано, что же именно можно получить, если писать от руки. Подписывайтесь на обновление блога, чтобы не пропустить вторую часть.

Источник: https://siellon.com/pochemu-tak-vazhno-pisat-ot-ruki-chast-1/

Обязательно ли объяснительную писать от руки

Почему объяснение должно быть написано от руки

Срок, отведенный ему для объяснений, начинается с момента истребования объяснения. Например, работодатель затребовал объяснительную записку от сотрудника у работника 28 ноября в течение рабочего дня.

По действующему законодательству у сотрудника имеется два рабочих дня для написания объяснений, поэтому срок подачи объяснительной наступит 1 декабря.

Но требование работодателя оглашенное в конце рабочего дня, продлевает срок предоставления до 3 декабря, потому что суббота и воскресенье являются выходными днями в соответствии с графиком работы сотрудника, а срок предоставления объяснительной по ст. 193 ТК начинается только после истребования объяснения.

Но, прежде чем воспользоваться правом наложения дисциплинарного взыскания, работодатель обязан затребовать с работника объяснения, поясняющие основу его поступка, которые привели к нарушениям правил трудового поведения в устном или письменном виде.

Отказ писать объяснительную на работе

Объяснительная в электронном виде будет иметь свою юридическую силу, если работник имеет свою квалифицированную электронную подпись, которой он и подпишет документ.

Но на сегодняшний день, обычные рядовые сотрудники не имеют таких подписей, так как бремя по их изготовлению ложится на работодателя.
Работодатель может направить требование работнику, но только подписав его своей электронной подписью.

Тогда работник может представить объяснения или отказ давать объяснительную в обычном письменном виде. Закон не запрещает этого делать!

Поэтому работник имеет право отказывать всем, кроме работодателя.

Никаких санкций ему за это не будет! Но он обязан писать объяснительную на работе по требованию работодателя, тем более, если на рабочем месте произошло происшествие.

Требование предоставить объяснения должно быть предъявлено работнику в письменном виде. Если же работник отказывается писать объяснительную, то он также должен представить работодателю отказ в письменном виде.

Объяснительная, заявление

Нормативного обоснования по этому вопросу нет, но работодателю необходимо иметь полноценное доказательство, что работник собственноручно, добровольно, без принуждения изложил свое желание в заявлении.

Поэтому рекомендуется порядок составления заявления работника от руки. Если применяются шаблонные бланки, то такое оформление заявлений трактуется, при судебном конфликте, как факт давления на работника.

Никакой разницы нет, можно так и так. Но при возникновении конфликтной ситуации работник может утверждать, что ему подсунули подписать что-то, и он второпях не успел прочесть, что именно. Если же все заявление (объяснительная и т.п.) написано его рукой от начала до конца, то совершенно очевидно, что сделал он это сам, находясь в полном сознании на предмет содержания текста.

Исключительно из этих соображений всегда настаиваю, чтоб писали сами, пусть даже криво-косо и с орфографическими ошибками (хотя обычно ошибки все же исправляю и прошу переписать еще раз).

Рекомендуем прочесть:  Налоговое уведомление где регистрационный номер

Это видео недоступно

Джон Рэмбо начал свое кинематографическое путешествие в фильме Рэмбо: Первая кровь.

Он – человек, который просто пытался найти способ двигаться дальше, живя в стране, в которой, казалось бы, больше нет места для него.

С тех пор в четырех фильмах Рэмбо боролся с собой, чтобы подавить в себе ярость воина, при этом отнимая множество жизней. Мирный исход для него больше не вариант. Сталлоне сказал в интервью Variety:

С фильмом Рэмбо: Последняя кровь Сильвестр Сталлоне надеется поставить восклицательный знак в конце серии из пяти фильмов, рассказывающей историю Джона Рэмбо.

«Последняя кровь» рассказывает о попытках Рэмбо вырвать племянницу Габриель из рук мексиканского картеля после того, как её похитили в целях торговли людьми.

Зрители знали, что их ждет кровавая конфронтация, но это не значит, что они получили предсказуемую концовку. Имея это в виду, давайте углубимся в детали фильма. И, осторожно, спойлеры.

Объяснительная от руки

Здравствуйте, уважаемые юристы! Вопрос конечно не автомобильный, но тем не менее прошу вашей помощи. Правомерно ли требование начальства написание объяснительной записки от руки? Мне бы было не лень, если бы там не было 3 листов текста в ворде + таблицы

Источник: https://pravitzakon.ru/zemelnoe-pravo/obyazatelno-li-obyasnitelnuyu-pisat-ot-ruki

7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

Почему объяснение должно быть написано от руки

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой.

В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму.

Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими.

Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

История чистописания в России

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным.

Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию.

Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными.

А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

Письмо от руки превратится в редкое искусство

Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно.

Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут.

А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё.

Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.

Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?

Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают.

И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк.

А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут,плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму.

При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему.

Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта.

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления.

Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению.

А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно.

Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.

Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания.

А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/45679-7-vazhnykh-navykov-kotoryye-my-teryayem-kogda-sovsem-perestayem-pisat-ot-ruki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.