Пролонгация договора по 44 фз не допускается
Возможно ли продление (пролонгация) срока действия контракта по 44-ФЗ? Ответственность за пролонгацию
Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ.
На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам.
В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.
Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.
Срок исполнения
Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.
Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.
Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение.
В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.
Возможно ли продление (пролонгация) срока действия
Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.
В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме.
Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности.
Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.
По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.
В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.
Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.
В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.
Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст.
401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.
Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт.
Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними.
Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.
Другим исключением из правил о невозможности изменения существенных условий являются случаи внесения правок в существенные условия из-за решения Правительства, региональных властей или муниципалитета (по пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Постановления №1186).
В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:
- Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
- Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
- Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
- Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.
Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.
Ответственность за незаконную пролонгацию
Если в ходе контрольных мероприятий ФАС выявит факт внесения изменений в существенные условия контракта, заказчику грозит административная ответственность.
Административная ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Согласно указанной статье, размер штрафных санкций для должностных лиц в лице контрактного управляющего или специалиста контрактной службы за подобное деяние составляет 20 тыс. р., для юрлиц – до 200 тыс. р.
Еще одним правовым последствием незаконной пролонгации госконтракта станет аннулирование дополнительного соглашения, подписанного сторонами, по этому поводу. Согласно п. 2 ст.
168 ГК, такое допсоглашение признается ничтожным, если оно не было предусмотрено законодательством или госконтрактом.
Стоит отметить, что контрольные инстанции часто рассматривают пролонгацию договора как нарушение принципа конкуренции. То есть вместо того чтобы подписать новый контракт через проведение конкурентной закупки, заказчик договаривается о новых условиях с прежним поставщиком.Чтобы избежать ответственности, заказчику следует внести изменения в план-график и провести новую закупку.
Таким образом, продление сроков исполнения договора по нормам 44-ФЗ не допускается.
С 2017 года такая возможность была утрачена сторонами, даже если они подписали соглашение о продлении в письменной форме.
За несоблюдение условия о недопустимости пролонгации заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/prodlenie-kontrakta.html
Продление срока контракта по фз 44
Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.
Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.
Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:Относится ли срок действия контракта к существенным условиям
На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.
По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.
В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.
С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.
Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:
- Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
- МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
- в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.
Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, когда условия могут изменяться по соглашению сторон.
В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст.
95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
Понятие
Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия контракта должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке. Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.
Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением штрафных санкций. Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта.
Согласно определению, которое приведено в ст. 425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.
Под сроками исполнения госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.
В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.
Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.
Основания для продления
Даты исполнения контрактов по ФЗ-44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44 ФЗ в 2019 году, — можно, в определенных ситуациях:
- Уменьшение финансирования у заказчика.
- На основании решения органа госвласти (местного самоуправления), принятого при наличии ряда условий.
- В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
- В закупках у единственного поставщика по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ: изменение условий
У заказчиков нередко возникают вопросы по тому, как изменить условия госконтракта. В ч. 1 ст.95 Закона № 44-ФЗ указано, что изменять существенные условия нельзя, кроме некоторых случаев, в которых это допускается по соглашению сторон.
Рассмотрим эти случаи, а также уточним, что следует понимать под существенными условиями госконтракта.
В тексте Закона № 44-ФЗ отсутствует информация о том, какие условия контракта заказчику надлежит считать существенными.
В ГК РФ, на котором базируется закон, однако определение понятия есть: под таковыми понимаются условия, названные для договоров рассматриваемого вида в регулирующем их заключение законе как необходимые.
К ним, соответственно, относятся и те условия, которые должны включаться в извещение и закупочную документацию. Сроки и порядок оплаты, а также срок действия контракта .
Следует принять во внимание четкую юридическую практику по формулировке этих понятий, так, например, срок оплаты должен быть прописан в контракте как календарная дата, временной диапазон, либо событие, наступление которого неизбежно. К последнему, как свидетельствуют многочисленные судебные решения, не относится абстрактный момент поступления заказчику бюджета, сформулированный без конкретной даты.
Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Первый допускаемый законом случай, : это если таковая возможность была заранее прописана в самой закупочной документации и контракте. Заказчик имеет также право снизить цену контракта, не производя изменение остальных указанных в нем параметров (объем поставок, качество и.т.д.).
Вторым случаем возможного изменения существенных условий контракта является такая ситуация: по инициативе (предложению) госзаказчика указанное в контракте количество продукции увеличивают или уменьшают на 10% (но не более).
В данной ситуации, по соглашению заказчика и поставщика, допустимо также изменить цену самого контракта пропорционально изменениям количества поставки (из расчета на указанную в контракте цену за единицу, определяемую путем деления первоначальной цены на первоначальное количество и учитывая бюджетное законодательство РФ), однако также не более, чем на 10%. Если производится изменение объема в сторону уменьшения, то пропорциональный пересчет цены госконтракта является обязательным.Вышеописанная ситуация возможна в том случае, если сами условия госконтракта заранее ее предусматривают.
Долгосрочные контракты
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ также возможно в случае долгосрочных контрактов (здесь развиваются нормы старого закона о закупках №94-ФЗ), если их цена превышает установленные пределы (которые по решению правительственного органа или органа местной администрации (в зависимости от специфики госзаказчика могут быть изменены)., в том числе касающихся закупки продукции (ранее это касалось исключительно проведения работ). Также, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предельные суммы не прописываются в нормах, а устанавливаются напрямую Правительством РФ.
При этом остается неясность, является ли юридически корректным применение данной нормы к изменениям существенных условий контрактов в том варианте, когда заказчик является бюджетным учреждением.
Хотя в самом Законе № 44-ФЗ не указано прямо, что закупочные нужды таковых учреждений не относятся к категории государственных и муниципальных, косвенно об этом свидетельствуют п.п. 5-8 ст.3 Закона № 44-ФЗ.
Изменение цены
Рассмотрим еще два случая. Первый из них регулируется п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (что соответствует ч. 6.4 ст.9 старого Закона № 94-ФЗ): например, если регулируемые государством цены, либо тарифы на являющиеся объектом закупки товары или работы изменяются, должно осуществляться и соответствующее изменение цены.
В законе, тем не менее, не указано, в каких случаях это допустимо осуществлять, равно как и в какой пропорции должна изменяться цена. По всей видимости, на практике такие изменения регулируются индивидуально в каждом конкретном случае.
Следующий случай действителен, когда производится уменьшение ранее доведенных до госзаказчика лимитов бюджетных обязательств. Госзаказчик принимает в такой ситуации решение изменить контрактные условия, как правило, в пропорциональном соответствии цены/количества.
Закон также вменяет госзаказчику в обязанность в данном случае обеспечить согласование новых принятых условий госконтракта.
Стоит отметить, что в законе о закупках нет никаких упоминаний о том, что поставщик обязан принять к исполнению новое предложение заказчика и, теоретически, он может без последствий отказаться от согласования, опираясь на ГК РФ.
Еще один закрепленный в Законе № 44-ФЗ случай, когда допускается изменение существенных условий государственного контракта – это контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102305-qqq-16-m12-06-12-2016-sushchestvennye-usloviya-kontrakta-po-44-fz-izmenenie-usloviy
Источник: https://nalog.okd1.ru/zakon/prodlenie-sroka-kontrakta-po-fz-44/
Пролонгация договора 2020 г
- О нас
- Наши сертификаты и партнеры
- Структура и отделы
- Пресса о нас
- Вакансии
- Партнерам
- Услуги
- Тендеры и госзакупки
- Юридические услуги
- Бухгалтерские услуги
- Кредитование бизнеса
- Реклама и продвижение
- Допуски СРО
- Сертификаты ISO
- Лицензии для бизнеса
- Обучение и курсы
- Программы для бизнеса
- Контур. Зарплата (АМБа) — программа для расчета зарплаты (заработной платы) — СКБ Контур
- Контур. Персонал — программа для кадрового учета — СКБ Контур
- Тендерплан — система поиска тендеров и госзакупок
- СБИС Все о компаниях и владельцах. Выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверка контрагентов, ИНН и КПП организаций, реквизиты ИП и ООО
- СБИС коммуникации. звонки между коллегами и партнерами. конференцсвязь, удаленная помощь, проведение вебинаров
- СБИС Точка продаж. Автоматизация магазинов, кафе, аптек. Pos терминалы, ккт для розницы с поддержкой ОФД и ЕГАИС (ФСРАР)
- Автоматизация ресторана, бара, кафе. СБИС Presto
- Автоматизация салона красоты, фитнес-клуба, медицинского центра. СБИС для салона и сферы услуг
- СБИС Заказы и поставки (EDI). Электронный обмен EDI-данными: прайс-листы (PRICAT), заказы (ORDERS), накладные в электронном виде
- СБИС Корпоративная социальная сеть. Корпоративный портал компании — единое пространство и удобные инструменты для совместной работы
- Электронная отчетность через интернет СБИС: сдать онлайн отчет в налоговую, ПФР, ФСС, Росстат для ИП, ООО и др.
- ОФД СБИС — оператор фискальных данных
- Поиск и анализ закупок СБИС: поиск торгов, аукционов и тендеров по всем площадкам
- Управление бизнес-процессами. Электронные согласования, натсройка своих процессов без программирования по стандартам ВРМ
- СБИС Управление персоналом. Автоматизация HR процессов. Учет рабочего времени, мотивация и геймификация, расчет зарплаты и учет кадров
- Учет и контроль рабочего времени СБИС. Система автомататизированного учета рабочего времени сотрудников
- СБИС Электронный документооборот. ЭДО Счета-фактуры, акты, накладные с электронной подписью, автоматизация документооборота
- Автоматизация бухгалтерского и налогового учета — СКБ Контур
- Услуги информационной безопасности — Контур.Безопасность
- Учет товаров онлайн, касса для ЕГАИС для небольшой розницы (konturkassa) — Контур. Маркет — СКБ Контур
- Контур. Бухта: бухгалтерское обслуживаниедля ИП и ООО — СКБ Контур
- Контур. Норматив — справочно-правовая система (СПС) — СКБ Контур
- Бухгалтерия. Контур — сдача отчетности ИП и ООО, бухгалтерия на УСН, ЕНВД онлайн — СКБ Контур
- Оператор фискальных данных (ОФД) — СКБ Контур
- Контур. Отель — облачная система управления и автоматизации гостиниц, отелей, хостелов. — СКБ Контур
- Отчет. ру — СКБ Контур
- Контур. Экстерн — электронная отчетность через интернет для ИП и ООО, сдача отчетности в налоговую, ПФР, ФСС — СКБ Контур
- Алкодеклорация. Контур — сдача алкогольной декларации онлайн, отчетность и декларация по алкоголю в РАР — СКБ Контур
- Контур. Закупки — поиск закупок, тендеров — СКБ Контур
- Контур. ЖКХ Квартплата — программа для ведения бухгалтерского учета для УК и ТСЖ в сфере ЖКХ — СКБ Контур
- Сверка алкогольных деклараций в Алкосверка. Контур — СКБ Контур
- Контур. Декларант: таможенное декларирование онлайн, отправка декларации в ФТС — СКБ Контур
- Контур. Пульс — СКБ Контур
- Контур. ФМС: сервис для гостиниц по передаче данных в МВД об иностранных и российских гражданах — СКБ Контур
- Фокус API — СКБ Контур
- Контур. Фокус — проверка контрагентов, выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП — СКБ Контур
- Проверка контрагентов в интернет-банке — СКБ Контур
- Эльба: электронный бухгалтер Эльба, ведение бухгалтерии, бесплатная налоговая отчетность для ИП — СКБ Контур
- Электронный документооборот Диадок — СКБ Контур
- Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), Удостоверяющий центр (УЦ) — СКБ Контур
- Тендеры с авансом
- Прямые контракты
- Субподряды без тендера
- Господдержка
- Закупки у СМП по 44 ФЗ
- Закупки у МСП по 223 ФЗ
- База контрактов с льготами МСП
- Отзывы
- Контакты
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку 1. Пролонгация договора по 44 ФЗ
2. Срок пролонгации договора
3. Пролонгация договора образец
4.
-инструкция что такое пролонгация
Многие поставщики и заказчики задаются вопросом можно ли осуществлять продление срока действия контракта, заключение которого осуществляется в пределах действия законодательства о контрактной системе.
В контрактном законодательстве имеются положения в отношении которых за неисполнение обязательств по контракту предполагается наложение особых мер ответственности.
Под пролонгацией договора подразумевается продление срока исполнения контракта и данный инструмент является довольно распространенным, особенно при осуществления сторонами договорных обязательств.
Понятия пролонгации не имеется в ГК России, но в нем прописаны сроки, когда происходит начало и завершение выполнения контракта на поставку товаров, на оказание услуг и исполнения требуемых работ. Для осуществления процедуры пролонгации существует два способа:
- При заключении дополнительного соглашения между сторонами;
- Если данное действие указано в контракте
В независимости от того какой из данных способов будет выбран, при любом из них требуется указывать срок, на который планируется продлить в дальнейшем контракт.
2. Срок пролонгации договора
На законодательном уровне к процедуре продления сроков договора предъявляется множество требований по исполнению сторонами договора
Вносить изменения в срок действия уже заключенного контракта нельзя, об этом гласит ст 95 44 ФЗ.
При этом имеются особые исключения, в виде них выступают снижение цены без внесения правок объемов поставки товара или выполнения работ, если происходит уменьшение или увеличение закупки в размере 10 %.
Однако, при этих исключениях не предполагается внесения правок в сроки действия контракта, который был заключен на основании 44 ФЗ. Если данное требование будет нарушено, то оно будет рассматриваться как нарушение правил законодательства о контрактной системе.
Проведение закупок должно происходить в соответствии с опубликованным в ЕИС планом-графиком, в котором происходит учет сроков, который выступает в качестве ключевого показателя.
Запрещается заключение дополнительного соглашения о продлении периода действия контракта, а также включение особых требований в сам в текст контракта. Подробнее о сроке действия контракта читайте в этой статье.
При закупках согласно с 223 ФЗ заказчик находится не в таких строгих условия по сравнению с поставщиком. Все дело в том, что он может лично определять условия и формировать положения о закупках. Поэтому не предусмотрен запрет и имеется способность включения в текст контракта всех правил о способности продления. Так пролонгация договоров, заключенных на основании проведения процедур закупок может рассматриваться как ограничение конкуренции, при этом данное действие может быть реализовано на практике. Пролонгация периода действия договора, который заключается между двумя сторонами выступает в виде согласования новых правил. Но по сути это согласование происходит только с одним участником закупки, но изначально закупка подразумевала наличие конкуренции. Из приведенных доводов можно сказать, что:
- Не запрещено осуществлять пролонгацию договора, который был заключен между сторонами на основании 223 ФЗ;
- Условия по пролонгации обязаны быть отмечены в положении о закупке;
- Можно продлевать сроки выполнения обязательств по контракту, но если они были заключены непосредственно с единственным поставщиком
Мы помогаем в подготовке аукционной документации под ключ и в самые короткие сроки!
Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!
Обратиться за бесплатной консультацией
4. -инструкция что такое пролонгация
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
АКЦИЯ! Бесплатный анализ вашей отрасли и подборка контрактов с АВАНСОМ!
Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/obrazcy-dokumentov/prolongatsiya-dogovora/
Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.
Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.
Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства
Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.
Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит.
Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Для продления срока действия контракта имеется две возможности:
- Заключение сторонами дополнительного соглашения.
- Наличие возможности пролонгации в тексте договора.
В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.
В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д.
Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ
Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.
Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет.
Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.
Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
- пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
- возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
- рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.
Заключение
На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.
Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание.
Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.
Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/574-prodlenie-sroka-dejstviya-kontrakta-po-44-fz-i-223-fz
Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора
Продление сроков реализации государственного контракта – это та задача, с которой регулярно сталкиваются заказчики. Такая необходимость обычно возникает при типовых закупках: заказчику гораздо проще продлить сроки действия контракта, чем организовать и провести новую закупку.
Возможно ли продление срока
В общем случае вносить изменения в государственный контракт допускается только через подписание дополнительного соглашения. Нормами Гражданского кодекса допускается пролонгация контракта при изменении условий его реализации. Но 44-ФЗ имеет приоритет перед нормами ГК и подписывать дополнительное соглашение для продления сроков по государственному контракту не допускается.
Тот факт, что в рамках 44-ФЗ продление сроков реализации контракта считается нарушением, связан с принципом бюджетной экономии, который является одним из базовых.
Если бы такая возможность предоставлялась заказчикам по 44-ФЗ, то многие недобросовестные заказчики пользовались ею для ухода от конкурентных закупок, ведь вместо проведения конкурентной закупки они бы постоянно продляли контракт с одним поставщиком.
На основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса дополнительное соглашение о пролонгации договора заказчик подписать не вправе, так как оно не предусмотрено законом (в данном случае требованиями 44-ФЗ).
Такое соглашение признается ничтожным и не создает юридических последствий.
На то, что подписать отдельное соглашение для продления госконтракта стороны не могут, указывает МЭР в письме от 2017 № ОГ-Д28-4011.
Все закупки должны проводиться в соответствии с планом-графиком. В этом документе есть указание на период исполнения государственного контракта, и он не может произвольно изменяться. В письме МЭР от 2017 года № ОГ-Д28-4011 ведомство дополнительно указало, что включение в контракт пункта о возможности пролонгации договора является нарушением со стороны государственного заказчика.
Государственные контракты подписываются с учетом утвержденных лимитов бюджетных обязательств на срок три года. При этом заказчик вправе подписать контракт с поставщиком сразу на три года (по письму МЭР от 2015 года №Д28и). Но пролонгировать контракт, подписанный на год, вплоть до трех лет, заказчик не вправе.
Сроки контракта допускается изменять на законных основаниях только в частных случаях. В п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописано, что сроки подлежат изменениям при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. По нормам данной статьи сроки допускается пересмотреть только в сторону сокращения, так как изменяется объем поставки товара, работы и услуги.
Поэтому в данном случае о пролонгации контракта речи нет.
Также в 2016 году допускалось изменять сроки на основании ч. 1.1 ст. 95 44-ФЗ, но срок реализации контракта для применения данной статьи должен был завершиться в 2016 году. По правилам, которые были прописаны в ч. 1.1 ст.95 44-ФЗ, стороны госконтракта сохраняли возможность изменения сроков и цены контракта.
При этом дополнительно такие правила устанавливало Правительство, которое вводило разрешения на текущий год. Так, согласно данной статье, изменения в государственный контракт в 2016 году могли вноситься по Правилам Постановления Правительства от 2016 года №191.
Указанные правила распространялись только на контракты, предметом которых являлись:
- поставка товара, выполнение работ или оказание услуг по утвержденным перечням;
- строительные, реконструирующие работы, услуги по техническому перевооружению или работ по сохранению объектов культурного наследия, кроме методического руководства.
При этом по срокам исполнения контракта необходимость внесения правок могла быть обусловлена такими обстоятельствами: срок госконтракта не превышает 6 мес. (по п. 3 Правил), а контракт не допускается исполнить без изменения в связи с существенным изменением обстоятельств закупки, согласно ст. 451 ГК.
С января 2017 года п. 1.1 ст. 95 44-ФЗ утратил силу и более не применяется.
Если при реализации контракта возникли непредвиденные обстоятельства, которые делают невозможным исполнение контракта в сроки, то продление все равно недопустимо.
Допускается исполнить контракт за пределами установленных сроков. Это означает, что в некоторых случаях (например, при изменении погодных условий, которые препятствуют реализации контракта) контракт может исполняться за пределами сроков без взыскания санкций за просрочку. Такая позиция основывается на положении п.
3 ст. 425 ГК. Оно указывает на то, что истечение срока действия контракта не снимает со сторон обязанности выполнить все обязательства.Законодательство не запрещает поставщику выполнить работу, а заказчику – произвести приемку за пределами срока госконтракта.
Порядок действий в данном случае будет следующим:
- Заказчик принимает исполненные работы за пределами срока реализации контракта.
- При этом он должен исполнить свои обязательства по предъявлению требований к поставщику по уплате пени по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.
- Но обязанность уплатить начисленные пени у подрядчика возникает только при наличии вины в просрочке по обязательствам. По ч. 9 ст. 34 44-ФЗ и ст. 401 ГК сторона может освобождаться от уплаты неустойки, пени или штрафа, если докажет, что неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы или по вине заказчика.
Таким образом, срок реализации контракта останется прежним, но никаких санкций поставщику не грозит. Стоит отметить, что указанный порядок действий не закреплен законодательно. Поэтому велика вероятность, что поставщику придется отстаивать свое право на освобождение от санкций в судебном порядке.
Заведомо выигрышной для подрядчика станет ситуация, при которой он сможет доказать, что исполнение им своих обязательств в установленные договором сроки стало невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы по ст. 401 ГК.
К таким обстоятельствам относят форс-мажорные обстоятельства: чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, стихийные бедствия и пр. Возникновение таких ситуаций поставщику следует подтвердить документально, например, предоставить документ из МЧС или ТПП.
Если заказчика полностью устраивают условия реализации государственного контракта, и он хотел бы продолжить сотрудничество с данным поставщиком, то ему необходимо провести новую закупку. В случаях когда это допустимо нормами 44-ФЗ и входит в лимиты, утвержденные для заказчика, то он вправе подписать контракт с единственным поставщиком.
В случае если поставщику стало очевидно, что он не способен исполнить свои обязательства в установленные сроки, то он может воспользоваться одним из перечисленных вариантов:
- Достигнуть договоренности о расторжении контракта по взаимному согласию между сторонами. При этом необходимо привести дополнительные доводы, которые бы смогли дополнительно подтвердить необходимость расторжения.
- При отказе заказчика расторгнуть договор добровольно поставщик вправе потребовать его принудительное расторжение в судебном порядке.
- Подписать с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара, а также договора об ответственном хранении товаров у поставщика. Если два указанных документа подписать в один момент, то формально поставщик исполнит контракт в положенные сроки, но сможет отсрочить саму поставку.