Сахарный ребенок образы героев

Содержание

Сахарный ребенок образы героев

Сахарный ребенок образы героев

Не менее хорош и друг Эли Сапкос — киргизский мальчик, которого отец, глава знатного рода, с детства учит уважать женщин, защищать слабых и быть мужчиной, что в те времена шло порой вразрез с коммунистической моралью и принципами.

Далее, совершенно удивительным человеком была Элина мама.

Высшее образование, владела пятью иностранными языками, училась до революции в Смольном институте, хорошо рисовала и играла на пианино, а еще — железный характер (без него не выжили бы), доброжелательное отношение к людям — и близкие, к тому же грамотные отношения с дочерью.

Почему грамотные? Потому что ребенок был очень умный (Эля в четыре года на трех языках свободно говорила и читала), задавал много вопросов, и нужно было совсем еще малышке спокойно и убедительно объяснить, как себя вести в этой жизни и о чем нужно молчать, чтобы не навлечь беды. Она учила Элю думать, делать выводы, учила тому, что рабство — это состояние души, и свободного человека рабом сделать нельзя.

Описание главных героев в сахарном ребенке

Конечно, я долго думала… Надо сказать, что когда я поняла для себя, что пойду от перевода киргизского прозвища девочки «кант бала» на русский, то получилось, что оно еще и многозначное.

Когда название родилось, такой идеи не было — мы просто шли от прозвища. Сначала был вариант «Кант бала.

Сахарный ребенок», но понятно, что «кант бала» на бумаге не читаемо совершенно, только в контексте повести становится понятно, что это киргизские слова.

Поэтому мы остановились на прямом переводе «Сахарный ребенок», и все. Но неожиданно получилось, что название многозначно. Внимание Ольга Константиновна, в вашей статье в конце книги упоминается, что Стелла Натановна просила Вас заменить название «Не позволяй себе бояться», которое она придумала, на другое.

Название книги «Сахарный ребенок» родилось у Вас сразу? Почему Вы остановили свой выбор именно на нем? — Нет, родилось оно не сразу.

Ольга Громова, Сахарный ребенок: краткое содержание, главные герои, тема

«Сахарный ребенок», главным героям которого приходится буквально выживать в сложившихся обстоятельствах, это еще и роман воспитания.

Очень увлекательная книга о настоящей любви, а также о том, что такое внутренняя свобода и человеческое достоинство. Свободе, которая может быть в каждом человеке даже в годы репрессий, самое точное определение дает мама Эли. По ее мнению, рабство — это только состояние души. Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом.

Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами.

В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии «Книгуру», получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина.

Краткое содержание романаДалее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор.

migrantcard.ru

Краткий пересказ.

Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника Я старалась сделать из него такого маленького мужчину и надеюсь, у меня это получилось. — Что было для Вас самым сложным при написании этой документальной повести?

— Я думаю, историческая точность. Ведь я же тогда не жила. По моим представлениям, здесь должна была быть довольно точная историческая картинка в деталях, в подробностях.

Приходилось поднимать массу материалов, искать чужие воспоминания, искать иллюстрации, очерки тех времен, какие-то газетные статьи. Я старалась просто найти людей, которые могли маленькую Элю поддерживать в классе, которые ей сочувствовали, которые ей помогали.

Мне симпатичен Сапкос. У Стеллы он возникает в начале мемуаров, и она о нем с большой теплотой пишет, но развитие образа, конечно, мне пришлось немного достраивать. Рецензии и отзывы на книгу «сахарный ребенок»

Ольга Громова, «Сахарный ребенок»: краткое содержание, главные герои, тема

Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор. Практически каждый найдет что-то свое в «Сахарном ребенке».

Краткое содержание — отличное доказательство этому.

В центре повествования — мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь.

Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов.

Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека.

Ольга Громова: «И ребенок был совсем не сахар, и характер у него был не сахар, и жизнь была несладкая»

Года два я с ней возилась до того, как показала наброски директору издательства «КомпасГид» Виталию Зюсько, просто как-то к слову случайно пришлось.

Мощный нажим директора издательства «КомпасГид» Виталия Зюсько и заставил меня за следующий год доделать книгу до конца, иначе я не знаю, сколько бы я еще возилась.

— Было ли такое, что во время написания Вы что-то кардинально меняли/переписывали или Вы уже хорошо представляли себе будущую «картинку», когда стали делать из воспоминаний повесть?

— Из того, что было в мемуарах, я кардинально не меняла ничего.

Та история, которая есть там, — она вся подлинная.

Другой вопрос, что были главы, которые пришлось писать целиком, потому что это были истории, которые были рассказаны фрагментарно.

Была история, которая не была дописана, и я не знала, чем она кончилась, и спросить уже некого. Пришлось додумывать, чем она могла закончиться. С этой конкретной

Урок по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

Он был комиссован, то есть списан из армии после ранения — у него не хватало двух пальцев на руке.

Но внешне он был вполне здоров. Мама Габи умерла через неделю после возвращения мужа.

Люди говорили: поняла, что есть на кого оставить дочку. Через три дня после похорон жены отец отвёз Габи в детский дом. решили, что, хоть он и раненый офицер с орденами, всё равно негодяй, дрянь и фашист.

Что и высказывали ему, встречаясь на улице, и плевали вслед, стараясь попасть на начищенные сапоги. Он пожаловался директору школы, что третий класс травит боевого офицера. Их ругали все, кроме мамы — По сути, его поступок — подлость, — сказала мама.

— Дети почувствовали это раньше нас, взрослых». — вновь совхоз «Эфиронос» — мама приёмщица сырья, Элю принимают в пионеры и исключают У: За что? «Должны быть закрашены чернилами портреты и фамилии деятелей революции, которые объявлены теперь врагами народа.

Ольга Громова «Сахарный ребёнок»

Её мама, агроном по профессии, прекрасно рисует, играет на пианино, знает 5 языков и декламирует во время прогулки своей дочке стихи обо всем, что видит, никогда не повторяясь.

А папа много работает, а, когда приходит домой, в его карманах всегда находятся конфеты или яблоко для Эли.

Потом жизнь круто меняется – папа неожиданно уезжает в Магадан, маму увольняют с работы, а на квартиру претендуют соседи. Привычный мир рушится. Эля и её мама – ЧСИР и СОЭ – члены семьи изменника Родины и социально опасные элементы, и поэтому их место в лагере в Киргизии, где «спальное место» — яма в земле, покрытая куском клеёнки.

«Нас продали в рабство, что ли?

Книга напоминает нам, как непредсказуема жизнь.

Она – о развитии девочки с ранним взрослением и пониманием, что не всё можно говорить вслух то, что думаешь, что за неосторожные слова ждет расплата, что нужно терпеть, как учил в детстве папа, и не позволять себе бояться, а главное помнить, что «хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих». А ещё о том, как сохранить в себе человека и самое главное – зачем это делать.

Несмотря на все испытания, голод, болезни, и нечеловеческие условия, Эля и её мама не падают духом: поют, читают стихи, рассказывают истории, шутят, опасаясь больше всего расстроить, или ранить друг друга.

Они не сломались, не потеряли внутренний стержень и честность, с достоинством прошли испытания ссылкой, лишения и бедность.

В переводе с киргизского Кант бала – «сахарный ребёнок». Ребёнок, у которого светлая кожа и белые волосы.

Так прозвали Элю в совхозе «Эфиронос», где девочка с мамой прожили несколько лет.

И, конечно, жизнь Эли Нудольской была там далеко не сахарной.

Это книга светлая и дающая надежду, каждая строчка в ней пропитана добром, верой в чудо, любовью к жизни. В страшном, непонятном мире девочка встречает много хороших людей, даже за колючей проволокой восхищается она прекрасной далью киргизской степи, цветами, совершенной красотой жеребёнка, который гуляет на воле.

Дорогие ребята, вам, окружённым лаской и теплом, вероятно сложно представить то, что пришлось испытать вашим ровесникам в те страшные годы?

Может быть эта подлинная история, невероятная по силе воздействия поможет задуматься и переосмыслить свои поступки. Об авторе:

Ольга Громова родилась 22 ноября 1956 года. По профессиональному образованию она – библиотекарь – библиограф, стаж работы в библиотеках разных типов более 25 лет.

Член жюри Национальной детской премии «Заветная мечта» 2006-07 гг. В настоящее время является главным редактором журнала «Библиотека в школе».

В 2013 году её книга «Сахарный ребёнок» вошла в лонг-лист премии «Книгуру». Хорошо, что такие книги выпускаются! Они обязательно найдут своего читателя.

О книге «сахарный ребенок»

Вот такая мне попалась книга в Mybook — приложении для книголюбов и книгогрызов. Был месяц ноябрь 2015 года, мой план переезда в Москву был завален.

Была тоска. Загрузила, значит, приложение и стала читать бесплатные книги. Про «Сахарный ребенок» подумалось, что это такой роман для детей, типа Незнайки.

Но книга оказалась намного сложнее и серьезнее. Несмотря на сахарный заголовок, внутри была несахарная жизнь маленькой девочки-еврейки из Ленинграда. В некоторых местах рыдала. Почему эту девочку назвали Сахарным ребенком?

Сначала не совсем понимается причем тут сахар и причем тут ребенок, пока не вспомнила казахские присказки для детей таттi бала, ак бала. Так и эту белую бледную девочку прозывают кыргызы на свой лад Кант бала, Акбала.

После прочтения книги остался такой осадок в душе.

Я бы эту книгу посоветовала читать всем подросткам постсоветского пространства. Особенно учащимся старших классов.

Ведь прошло четверть века и новое поколение почти утратила связь с бывшими республиками. Не осталось почти ветеранов ВОВ, которые при каждом параде были живым напоминанием для нас. «Сахарный ребенок» как раз рассказывает об ужасах репрессий и о тяготах войны.

Как это переживали женщины и их малые дети.

Книга об очень маленькой девочке и о её стойкой интеллегентной матери, о трудолюбивых людях из Царской России, которым выпала доля укорениться в Средней Азии и выучить местные языки, о кыргызах и об эпосе «Манас».

Девочка Эля после нескольких лет в Киргизии, куда их забросила репрессия, на память начинает читать Манас и зарабатывать таким образом на хлеб.

А я вспомнила отца, как он рассказывал, что читал в школьные годы «Манаса» вслух на кыргызском для казахских дедушек, а те слушали и слушали.

Тогда не было в домах телевизоров, и радио было не у всех, зато были книги, которые просили читать вслух. Кстати в книге тоже есть момент, когда все жильцы барака собираются в одной комнате для громкого чтения книг.

Благодарю автора книги Ольгу Громову за титанический труд по восстановалению картины тех времен. Реклама7Понравился пост? Расскажи об этом посте своим друзьям!

Источник: http://konsalt74.ru/saharnyj-rebenok-obrazy-geroev-67731/

Изложение событий

Книга «Сахарный ребенок», автором которой является Ольга Громова, посвящена описанию жизни простой семьи. Маленькая героиня с красивым именем Стелла счастлива в своем уютном мирке, живя с мамой и папой.

Эти люди показаны в полной мере положительными персонажами. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время для общения с любимой дочерью. Именно поэтому Стелла росла счастливым и веселым ребенком. Малышка играла с родителями, слушала их сказки и песни.

На этом этапе ее жизнь радостная, хотя и простая.

Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:

  1. Малышка просыпается в своей кроватке и видит, что мать зашивает ее игрушки.
  2. Девочке непонятно, что же произошло, но она интуитивно чувствует, что случилось что-то страшное.
  3. Только позднее читатель узнает, что отца Стеллы оклеветали завистники и в квартире был проведен обыск.

Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.

Перемены в жизни

Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.

Стелла, которую местные дети стали именовать Эля, получила прозвище «сахарный ребенок», подарившее название рассказу. И все потому, что своей белой кожей она отличалась от сверстников. Однако сладкой жизнь малышки назвать было нельзя. Вот те трудности, с которыми столкнулась беззаботная городская жительница:

  • непосильный труд;
  • необходимость помогать матери;
  • сложность в общении с местным населением.

Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения.

В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни.

Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.

Развязка действия

Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга.

Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые.

Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.

Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:

  1. Началась Великая Отечественная война. Голод и нищета добрались до киргизских степей, людям приходилось собирать зернышки пшеницы, чтобы добыть себе хоть какое-то пропитание.
  2. После окончания войны Эля пошла в 10-ый класс школы, вместе с мамой она смогла переехать поближе к Москве. Несмотря на старательность и ум девочки, оценки ей занижали, поскольку все учителя негативно относились к дочери политического заключенного.

После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.

Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.

Краткий анализ

Очень интересна книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, читать ее лучше в полном объеме онлайн или в печатном издании. Однако краткий пересказ, занесенный в читательский дневник, поможет быстро вспомнить основные события и героев перед написанием сочинения или иной письменной работы.

На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.

С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей.

Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована.

Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.

Героиня и реальный прототип

Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.

Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.

Но даже столь суровая несправедливость не сломала характера ни самой девочки, ни ее матери. Не зря, уставшие от тяжелого и непривычного физического труда, они находят в себе силы петь, читать стихи, шутить.

Примечательны слова матери Стеллы: «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (приведена цитата). Действительно, мать научила дочь внутренней свободе, самоуважению, достоинству.

Эти качества и помогли девочке не только выжить, но и сохранить себя.

Читать главы произведения, столь трогательного, но печального, очень интересно, ведь юная Эля — героиня, которой не довелось совершить чего-то героического, масштабного. Но ее «подвиг» личностный и важный — она не сломалась под гнетом выпавших на ее участь испытания.

Несмотря на то что произведение не имеет счастливого финала, многие читатели называют книгу жизнеутверждающей и оптимистичной.

Уроки произведения

Книга «Сахарный ребенок» — отнюдь не детское произведение, однако в школьную программу включается вполне оправданно, ведь учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества. Именно поэтому прочесть произведение лучше полностью, несмотря на то, что это не забавная книжка с картинками, а реальная история, сложная для эмоционального восприятия. Если читать или слушать текст, можно даже прослезиться, усомниться в том, что все описанное — правдивая история.

Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.

Мнения читателей

Каждый должен ознакомиться с произведением Громовой «Сахарный ребенок». Автор рисует образ девочки, такой невинной и наивной, которой довелось пройти лагеря, ссылки и скитания, познать все трудности жизни, взрослеть в экстремальных условиях. Но Стелла с честью выдержала все испытания. Многие современные подростки могут поучиться у нее.

Название «Сахарный ребенок» рождает ассоциации с чем-то сладким, солнечным, однако на страницах книги перед читателем раскрывается пугающая картина действительности.

Ложные обвинения и допросы, голод и холод, физические испытания, жизнь в бараках — вот то, с чем пришлось столкнуться городской девочке, привыкшей к родительской любви и заботе.

Самое страшное, что книга имеет реальную основу, жутко подумать, что действительно описываемые события происходили в 30−40 годы прошлого века, что с семьей могли поступить настолько безжалостно и бессмысленно.

Определить тему произведения «Сахарный ребенок» несложно — это внутренняя свобода и стремление сохранить себя, даже оказавшись на улице, лишившись привычного комфорта. Однако перед Стеллой и ее мамой закрылись не все двери, многие люди оказывали бескорыстную помощь изгнанницам, даже рискуя собственной свободой. И это дарит веру в то, что достойные люди всегда были в России.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/sakharnyy-rebenok.html

Сахарный ребенок главные герои

Наше исследование поможет моим сверстникам понять произведение «Сахарный ребенок». Новизна данного исследования в изучении различных источников, детальный анализ самого произведения и составления небольшого словарика понятий для чтения книги моими сверстниками.

I.

Библиографическая справка о повести О.Громовой «Сахарный ребенок»

1.1.Сведения об авторе

“Сахарный ребенок” – подростковый роман Ольги Громовой, главного редактора профессионального журнала “Библиотека в школе” (ИД “Первое сентября”). Ольга Громова – современный автор. Родилась 22 ноября 1956 г.
в России.

Внимание Ольга Константиновна, в вашей статье в конце книги упоминается, что Стелла Натановна просила Вас заменить название «Не позволяй себе бояться», которое она придумала, на другое.

Название книги «Сахарный ребенок» родилось у Вас сразу? Почему Вы остановили свой выбор именно на нем? — Нет, родилось оно не сразу.

Жизнь после лагеря

Далее Громова в “Сахарном ребенке” описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села.

Встречаются и другие: вера в бога, отношение у ссыльным, проблема власти, предательства, умения отстаивать собственное мнение. Возможно, проблематика повести станет следующей темой исследовательской работы.Заключение

Итак, проведя анализ произведения О.Громовой «Сахарный ребенок» мы пришли к заключению, что в повести гармонично сочетаются реалии времени и вечные темы.

В процессе анализа текста мы пришли к следующим выводам.

Реалии делают произведение достоверным, вечные темы – ценным с точки зрения художественного содержания.

Изобилие слов, обозначающих реалии времени, истории, быта, создает атмосферу, в которой живет главная героиня повести Стелла со своей мамой.

Читая повесть, необходимо постоянно опираться на словари, справочники, учебник истории.

Мне шёл тогда пятый год» [Громова, 15], а заканчиваются в 1943 году, судя по названию 17 главы – «Трудная зима 43-го». Что же происходит с героями книги за эти 5 лет?

Мама сказала Масявке, что папа уехал в командировку в Горький. Воображение девочки подсказывает ей, что это название мама придумала, т.к. ей было очень горько. Горький (до 1932 — Нижний Новгород), город, центр Горьковской области РСФСР. Расположен у слияния Волги и Оки.

«Летом тридцать шестого года пришла открытка от папы» [Громова, 18] . «Так прошёл целый год» [Громова, 19] , «летом 1937 года мы с мамой отбыли в ссылку» [Громова, 21].

Мама и дочь отправляются в Киргизскую ССР. В Большой Советской энциклопедии сказано: «Киргизская Советская Социалистическая Республика.

Например, Гоголя и Пушкина. Причем нередко в переводе на киргизский.

Эти вечера, чтения за одним столом объединяют всех, живущих в этом селе, в тяжелых, порой, просто невыносимых условиях.

В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.

Для кого эта книга?

“Сахарный ребенок” – это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.

К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях.

https://www.youtube.com/watch?v=6LJAyFeFn-A

Исторические и общественные реалии в повести

Проведя анализ всех непонятных, с нашей точки зрения, связанных с историческим периодом развития страны слов, мы разделили их на две группы: слова и аббревиатуры, связанные с историческими событиями в СССР и слова, создающие национальный колорит.

В повести встречается несколько аббревиатур (сложносокращенных слов).

В лагере в Киргизии мама работает, а девочка в это время предоставлена сама себе. Трудно представить, какие испытания выпадают на долю шестилетнего ребенка: конвойный бьет её прикладом, только за то, что она тянется за ограждение за тюльпаном.

Её бьет молодой конвойный за то, что Стелла приблизилась к колючей проволоке ближе, чем на метр.

Начальник НКВД с сочувствием относится к тяжелому положению девочки и ее матери.

Я замучила всех домашних и всех близких друзей требованиями читать текст и искать «швы» — отличать, где ее кусок, где мой кусок, где текст из мемуаров, где текст, который целиком написала я, где ее история, а где нет. И они обычно не находили, а это значит, что у меня что-то получилось.

С повестью «Сахарный ребенок» Вы стали дипломантом Крапивинской премии, вошли в длинный список «Книгуру» и итоговый шорт-лист проекта-конкурса «Книга года: выбирают дети».

Для Вас это является показателем, что повесть удалась?

— Наверное, да. Наверное, это тоже показатель. Хотя, на мой взгляд, главный показатель — то, что дети это читают.

Ведь, в конце концов, премии — это только премии. Да, это хорошо, это приятно, лестно, но главное, чтобы книга читалась. Меня не удивляет, что книга пользуется успехом у взрослых, это неудивительно.

Только трое опрашиваемых попытались объяснить одно из предложенных понятий «враг народа», остальные слова ребятам были непонятны.

Большинство опрашиваемых предпочли бы читать «фентези» и приключенческую литературу.

Ответ на 4 вопрос показал, что 15 человек с удовольствием прочитали книги, связанные с историей, 8 ребят хотели бы читать произведения о сверстниках.

Источник: https://kok-stroy.ru/saharnyj-rebenok-obrazy-geroev

Ольга Громова,

Сахарный ребенок образы героев

Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого приведено в этой статье, это произведение писательницы Громовой.

По сути, это документальная книга, написанная со слов реального персонажа, маленькой девочки Стеллы. Ее детство пришлось на тяжелые времена в Советском Союзе — 30-40-е годы.

Книга, написанная в начале 2010 годов, сразу стала бестселлером, завоевав любовь читателей и уважение литературных критиков.

Роман о девочке

«Сахарный ребенок», краткое содержание которого позволяет понять, в чем суть произведения, это очень искренний роман. Читатели признаются, что он берет за душу и завораживает уже с первых страниц. В центре повествования — маленькая Эля.

Она растет в крепкой семье, где царят любовь и уважение друг к другу. Счастливая идиллия рушится в один момент, когда выясняется, что ее отца признали «врагом народа». Что это такое, она еще не до конца понимает. Но жизнь ее меняется кардинально.

На смену тихим семейным вечерам приходят переживания, ежедневный стресс.

Эля оказывается в страшном, неприятном ей мире, где все ей не рады. Отца арестовывают. Его увозят из дома, о дальнейшей судьбе ничего не известно. Все попытки матери девочки пробить чиновничью стену заканчиваются практически ничем. «Враг народа» оказывается в застенках НКВД.

С Элей и матерью тоже обращаются неподобающим образом. Их отправляют в лагерь для членов семей изменников Родины. Для них даже существует специальная неприятная аббревиатура — ЧСИР. Сюда же привозят социально опасных элементов (СОЭ).

Лагерь расположен вдали от их дома — в Киргизии. Незнакомый и тяжелый климат, тяжесть переезда, непростые условия содержания. Все это негативно сказывается на состоянии девочки.

Подростоковый роман

Несмотря на все испытания, которые выпадают на их долю, Эля и ее мама не отчаиваются, не падают духом. Ольга Громова пишет классический подростковый роман, в котором показывает, как родитель даже в критических обстоятельствах должен и может помочь ребенку перенести самые жуткие моменты в жизни.

Мама Эли постоянно шутит, поет песни, читает стихи своей дочери. Они всячески пытаются заботиться друг о друге. Им предстоят болезни и голод, но ничто не заставит их расстаться. «Сахарный ребенок», главным героям которого приходится буквально выживать в сложившихся обстоятельствах, это еще и роман воспитания.

Очень увлекательная книга о настоящей любви, а также о том, что такое внутренняя свобода и человеческое достоинство. Свободе, которая может быть в каждом человеке даже в годы репрессий, самое точное определение дает мама Эли. По ее мнению, рабство — это только состояние души.

Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом.

Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами. В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии «Книгуру», получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина.

Краткое содержание романа

Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор. Практически каждый найдет что-то свое в «Сахарном ребенке». Краткое содержание — отличное доказательство этому.

В центре повествования — мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь.

Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов.

Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека.

Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу. Только он помогает им выжить. Временами автор Ольга Громова описывает просто жуткие эпизоды. Маленькой Эле надзиратель разбивает нос прикладом винтовки за то, что она хотела сорвать тюльпан на клумбе. Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки.

Смысл названия романа

В этой части романа мы узнаем смысл его названия. Киргизы начинают называть Элю «кант бала», что в переводе с их языка означает «сахарный ребенок». Анализ этого произведения лучше всего основывать на самой яркой его главе — «Великое чтение».

В ней рассказывается, как практически каждый вечер все ссыльные, среди которых русские, украинцы, а также местные жители, собираются вместе в одном из бараков. Они рассказывают друг другу истории о своей жизни, пересказывают знаменитые произведения, относящиеся к их культуре, читают стихи, рассказы и повести. Например, Гоголя и Пушкина. Причем нередко в переводе на киргизский.

Эти вечера, чтения за одним столом объединяют всех, живущих в этом селе, в тяжелых, порой, просто невыносимых условиях.

В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.

Роман воспитания

При этом книга Громовой продолжает российскую и советскую традицию романов воспитания. Они обязательно должны присутствовать в домашней библиотеке каждого подростка. Ведь такие книги позволяют разобраться во внутренних проблемах, узнать подробности истории своей страны, пусть не самые приятные, осознать основные нравственные правила, которых следует придерживаться всю жизнь.

Раньше такими обязательными к прочтению произведениями были «Неточка Незванова» Достоевского, трилогия Льва Николаевича Толстого про взросление, романы Катаева и Осеевой. Сегодня им на смену приходят книги современных авторов. «Сахарный ребенок» один из самых удачных примеров чтения для нового современного поколения.

Прототипы главных героев

Еще одно достоинство этого романа состоит в том, что все, о чем говорится на страницах «Сахарного ребенка», не выдумка. Книга биографична. Она написана на основе воспоминаний Стеллы Нудольской. Именно она является прототипом главной героини — девочки Эли.

Как иронично отмечает автор на страницах романа, ее родители действительно были социально опасными элементами. По крайней мере, так в то время часто оценивались факты из биографии, которые были у родителей Эли.

И у Стеллы мама и папа имели высшее образование, владели сразу несколькими иностранными языками, в свободное время рисовали, играли на музыкальных инструментах. У них была завидная родословная.

Дедушка Эли — столбовой дворянин, который работал на Тульском оружейном заводе.

Таким образом, получается, что эта книга единственная, которая повествует о сталинских репрессиях и при этом адресована детям.

Нудольская, ставшая прототипом для этого романа, также писала собственную документальную биографию. Она получила название «Не позволяй себе бояться». Однако для детского произведения такое название, конечно, не подходило. Поэтому роман и решено было назвать «Сахарный ребенок».

Для Громовой издание этой книги было принципиальным вопросом. Она пообещала это сделать своей подруге Нудольской, которая умерла задолго до того, как это произведение увидело свет.

Знакомство Громовой с Нудольской

Громова познакомилась с Нудольской, когда они были соседями по коммунальной квартире, еще в Советском Союзе. Писательница описывает женщину, ставшую прототипом для ее будущего произведения, как одинокого, но сильного человека. Когда они познакомились, Нудольская жила одна.

Муж ее умер, а сын работал вдалеке от Москвы. Несмотря на все бытовые и жизненные трудности, она находила в себе силы вести активный образ жизни. Много читала, специально ходила в клуб ветеранов, где знакомила стариков с литературными новинками.

Создала группу для молодых мам, в которой обучала всех желающих шитью и вышиванию.

Громова в своих воспоминаниях описывает разговорчивую женщину с острым умом и деликатным чувством юмора.

Она постоянно ей рассказывала о своей жизни в Средней Азии, работе на Чукотском полуострове, о подмосковных школах, в которых училась после войны, когда ей с мамой, наконец, разрешили вернуться из Киргизии.

В своих историях Нудольская очень точно и подробно описывала характеры, ситуации, с которыми сталкивалась по жизни, и окружающий мир.

День политзаключенных

Именно от Нудольской Громова узнала, что каждый год 30 октября в Советском Союзе отмечают день политзаключенных. В то время сама эта тема была под запретом. Новая же подруга писательницы была как раз из тех, кто пострадал от политических репрессий.

Однако скоро пришли более свободные времена. Началась перестройка, и Громова с Нудольской стали обрабатывать эти воспоминания и публиковать их в виде очерков в газетах и журналах.

Вскоре с Севера вернулся ее сын. Он был неизлечимо болен и не мог работать так, как раньше. Главной целью жизни Нудольской стала забота о нем, посещение больниц и поликлиник, нужно было добывать необходимые лекарства.

Не сломалась она даже в тот момент, стал образцом стойкости и жизненной силы. И для самой Громовой, и для ее читателей. Потому что образ героини воссоздан в романе весьма реалистично.

Источник: https://FB.ru/article/324821/olga-gromova-saharnyiy-rebenok-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-tema

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.