Субъекты права обжалования в надзорном производстве

Содержание

Понятие надзорного производства

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.

Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

  • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
  • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
  • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

Сущность и значение надзорного производства

Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Пересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

  1. Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  2. В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  3. Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.

Порядок производства

Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  1. Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  2. Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  3. После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  4. Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого ания, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.

Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством . При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

Правовые полномочия надзорного органа

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2020 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nadzornoe-proizvodstvo-v-ugolovnom-processe/

Читать онлайн Гражданское процессуальное право. Шпаргалка страница 22. Большая и бесплатная библиотека

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

2) отменить определение суда и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

3) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

72. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

Проверка решений, определений, постановлений суда в порядке надзора являются самостоятельным способом контроля за законностью осуществления правосудия.

В отличие от кассационной проверки объектом пересмотра в порядке надзора являются постановления суда первой, кассационной и надзорной инстанций, которые вступили в законную силу.

Проверка решений в порядке надзора возникает по протесту четко определенных законом должностных лиц суда и прокуратуры.

Объектом обжалования в порядке надзора являются вступившие в законную силу постановления судов общей юрисдикции:

1) решения и определения мировых судей;

2) решения и определения районных судов;

3) решения и определения краевых (областных) и им соответствующих судов;

4) решения и определения Верховного Суда РФ (кроме определений Президиума Верховного Суда РФ).

При этом следует иметь в виду, что в отличие от апелляционного и кассационного порядка обжалования судебных определений в порядке судебного надзора могут быть обжалованы любые определения судов.

Определения Президиума Верховного Суда РФ не подлежат обжалованию в порядке надзора и могут быть пересмотрены лишь по вновь открывшимся обстоятельствам.

Субъектами обжалования судебных постановлений в порядке надзора являются:

1) лица, участвующие в деле;

2) другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Постановления судов общей юрисдикции могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, поданные по истечении годичного срока со дня вступления в силу судебных постановлений, возвращаются судьей без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Срок на обращение в суд надзорной инстанции является процессуальным сроком, который при пропуске его по уважительным причинам может быть восстановлен судом первой инстанции.

Должностные лица органов прокуратуры (Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации) в пределах их компетенции вправе обратиться в соответствующий суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений только по тем гражданским делам, в рассмотрении которых принимал участие прокурор.

Прокурор должен признаваться лицом, участвующим в деле, и в тех случаях, когда вступившее в законную силу судебное постановление вынесено без извещения его о времени и месте рассмотрения дела, по которому ГПК РФ либо иным федеральным законом прокурору предоставлено право вступать в процесс для дачи заключения.

73. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции

Надзорные жалобы (представления) должны подаваться непосредственно в тот суд, который правомочен их рассматривать. Поданные с нарушением правил подсудности жалобы (представления) подлежат возвращению без рассмотрения.

В президиумах краевых, областных и приравненных к ним судов рассматриваются надзорные жалобы или представления на вступившие в законную силу:

1) судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;

2) апелляционные решения и определения районных судов;

3) кассационные определения данных судов;

4) решения и определения этих судов, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматриваются надзорные жалобы или представления на вступившие в законную силу:

1) решения и определения районных судов, принятые в первой инстанции, если жалобы на эти решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами краевых, областных и им соответствующих судов;

2) кассационные определения краевых, областных и им соответствующих судов, если жалобы на эти определения были оставлены без удовлетворения президиумами данных судов;

3) решения и определения краевых, областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, если эти решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

4) постановления президиумов краевых, областных судов.

Жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления районных судов, принятые в первой инстанции, и кассационные определения областных, краевых и равных им судов могут быть поданы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ после их оставления без удовлетворения судьями соответствующих судов.

В Президиуме Верховного суда РФ рассматриваются жалобы или представления на вступившие в законную силу:

1) решения и определения Верховного суда РФ, принятые в первой инстанции;

2) определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

3) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке;

4) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке.

Генеральный прокурор РФ и его заместители могут обращаться с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в любой суд надзорной инстанции.

74. жалобы, представления прокурора

Просьба лица, подавшего жалобу ил и представление, должна соответствовать компетенции суда надзорной инстанции и может сводиться к отмене или изменению (полностью либо в части) оспариваемого судебного постановления, оставлению в силе одного из принятых судебных постановлений, к принятию нового судебного постановления.

В жалобе или представлении обязательно должны быть требования и указания на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, потому что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются именно существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительства или местонахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

75. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции

Дела в надзорной инстанции рассматриваются в месячный срок. Срок рассмотрения дела президиумом соответствующего суда должен исчисляться со дня поступления дела с определением судьи в соответствующий суд.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного суда РФ и Президиуме Верховного Суда РФ дело должно рассматриваться в течение 2 месяцев со дня вынесения судьей, Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем определения о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции.

Заседание президиума соответствующего суда правомочно при наличии большинства членов президиума. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, Военной коллегии Верховного суда РФ дело докладывается одним из трех судей, принимающих участие в рассмотрении данного дела.

В заседании президиума соответствующего суда, рассматривающего дело в порядке надзора, председательствует его председатель, а в заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ председательствует один из судей этих коллегий.

Источник: https://dom-knig.com/read_241194-22

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

27.01.2019Судебное представительство

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

Полномочия суда надзорной инстанции:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Источник: https://www.pravo-ved.ru/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyx-aktov/

Производство в надзорной инстанции субъекты объекты и сроки обжалования

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

В качестве суда надзорной инстанции остается единственный орган – Президиум ВС РФ. В порядке надзора м. б. обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в по I инстанции, порядке апелляц. и кассац. обжалования.

Субъекты : стороны, лица, участвующие в деле прокурор, должностные лица органов прокуратуры, другие заинтересованные лица.

Объекты : любые вступившие в законную силу постановления судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на 2 месяца. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в ВС РФ не более чем 2 месяца , если дело не было истребовано, и не более чем 3 месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Предметом рассмотрения дела в надзорном порядке является судебная проверка законности, обоснованности и справедливости приговора или иного судебного решения.

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции понятие и значение? Однако в отличие от апелляционного и кассационного суда, надзорная инстанция не связана доводами жалобы или представления и вправе в ревизионном порядке проверить все производство по уголовному делу в полном объеме, соблюдая при этом правило о недопустимости ухудшения положения осужденных или оправданных (ст. 405, ч. 3, 5 ст. 410).

председатель верховного суда уровня субъекта Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления и отменить его своим постановлением (ч. 2 ст. 406).

Субъекты рассмотрения уголовного дела и пересмотра судебного решения — это суды надзорной инстанции.

В качестве таковых действуют: 1) президиумы судов уровня субъекта Российской Федерации; 2) судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или его Военная коллегия; 3) Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

судья надзорной инстанции, к которому первоначально поступает жалоба или представление и который принимает решение либо об отказе в их удовлетворении либо о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции (ч. 1–3 ст.

406);Субъектами рассмотрения надзорной жалобы или представления выступают: Отметим, что разброс норм о субъектах обжалования вуалирует тот факт, что право обжалования принадлежит не только заинтересованным лицам.

Под определение специального должностного лица, не являющегося стороной в споре, подпадает Председатель ВС РФ.

Сохранение права этого субъекта на возбуждение надзорного производства напрямую противоречит практике ЕСПЧ, а значит – принятым Россией международным обязательствам.

Критическая оценка полномочий прокурора, сохраняющего право возбуждения пересмотра судебного акта даже при неявке в суд первой инстанции, выше уже высказывалась.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

По результатам изучения надзорной жалобы могут быть вынесены два решения: Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.11. Подана субъектом, неуполномоченным на обжалование или принесение представления;

Вопрос: производство, сроки, надзор, закон, право

Определения судебных коллегий ВС РФ по кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу решения окружных военных судов по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

Определения судебных коллегий ВС РФ по апелляционной инстанции;Надзорная жалоба (представление) подается непосредственно в Верховный Суд. Судебное заседание состоит из 3 частей – подготовительной, рассмотрения жалобы по существу, вынесения определения коллегией или постановления президиумом.

Прaво нa обрaщение в суд нaдзорной инстaнции является проявлением конституционного принципa прaвa нa судебную зaщиту. В связи с этим ст. 376 ГПК РФ полностью соответствует нaзвaнному принципу, предусмaтривaя широкий круг субъектов, облaдaющих дaнным прaвом.

В случaе подaчи кaссaционной жaлобы решение судa, если оно не отменено, вступaет в зaконную силу после рaссмотрения делa судом кaссaционной инстaнции (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ). ГПК РФ устaновил десятидневный срок для обжaловaния в aпелляционном порядке решений мировых судей (ст. 321 ГПК) и для кaссaционного обжaловaния решений судов в окончaтельной форме (ст. 338 ГПК РФ).

В этом случaе отсчет срокa нa кaссaционное и aпелляционное обжaловaние нaчинaется с моментa вынесения решения в окончaтельной форме (т. е. включaя мотивировочную чaсть судебного решения). Предварительное производство в судах кассационной и надзорной инстанций? Aнaлогичным обрaзом при вынесении дополнительного решения (ст.

201 ГПК РФ) течение срокa нa aпелляционное и кaссaционное обжaловaние нaчинaется с моментa вынесения решения в окончaтельной форме (т. е. с моментa вынесения дополнительного решения, которое рaссмaтривaется в кaчестве состaвной чaсти судебного решения).

Судебные постaновления, подлежaщие обжaловaнию в нaдзорном порядке, должны вступить в зaконную силу.

Уголовно-процессуальное право

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела.

Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

Объекты и субъекты надзорного производства

В настоящей статье хотелось бы остановиться на объектах и субъектах надзорного производства.

В соответствии с ч. 2 ст.

377 ГПК РФ Судебная коллегия Верховного Суда РФ выступает в качестве кассационной инстанции для постановлений президиумов судов субъектов РФ; апелляционных определений судов субъектов РФ, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции. Как представляется автору в надзорном порядке можно обжаловать именно результаты рассмотрения дела в кассационном порядке, но не сами акты суда, принятые им по первой инстанции (решения и определения).

Субъектами надзорного производства выступают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права свободы и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями (ч. 1 ст. 391.1 ГПК РФ).

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке. К лицам, участвующим в деле в соответствии со ст.

34 ГПК РФ отнесены стороны (истец, ответчик), третьи лица (заявляющие инее заявляющие самостоятельные требования на предмет спора), прокурор, лица, указанные в ст.

4, 46, 47 ГПК РФ, заявители и заинтересованные лица.

Производство в надзорной инстанции как самостоятельная стадия гражданского процесса

При исчислении срока, указанного в части второй статьи 376, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (Письмо Верховного Суда РФ от 21.07.2004 N 52-код-2004).

Источник: https://urist-onlain.ru/pravo-na-zashchitu/proizvodstvo-v-nadzornoj-instancii-subekty-obekty.html

Право на обращение в суд надзорной инстанции в арбитражном процессе

Субъекты права обжалования в надзорном производстве

Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

Арбитражный процесс предусматривает пересмотр судебных решений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок.

АПК РФ устанавливает при этом исключительный порядок надзорного производства: вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы или представления лицом, имеющим на то право.

Субъекты, уполномоченные на обращение в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается только по заявлениям:

— лиц, участвующих в деле;

— лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт;

— органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Объект оспаривания (пересмотра) при обращении в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Требования к надзорным жалобе, представлению в арбитражном процессе

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны (ст. 308.2 АПК РФ):

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Последствия несоблюдения требований к надзорным жалобе, представлению

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным п. 1 — 6 и 8 ч. 1 и ч. 3 — 5 ст. 308.2 АПК РФ;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора, установленный ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ, и в надзорных жалобе, представлении не содержится ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

4) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление возвращается без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Источник: https://juristic.pro/arbitrazhnyj-process/pravo-na-obrashhenie-v-sud-nadzornoj-instancii-subekty-obekt-osparivaniya-peresmotra-trebovaniya-k-zayavleniyu-ili-predstavleniyu-o-peresmotre-i-posledstviya-ix-nesoblyudeniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.