Скандинавская система образования школа

Обучение в Скандинавских странах

Скандинавская система образования школа

Скандинавия – Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция – один из самых благополучных и развитых регионов Европы. Скандинавам присуща основательность во всем, именно она лежит в основе высокого уровня жизни. Общие принципы образования, провозглашаемые в Северной Европе, – непрерывность, доступность для всех и универсальность (признание дипломов за рубежом). 

Система образования скандинавских стран строится примерно по одной модели и имеет общие особенности.

Во-первых, большая часть учебных заведений в этих странах – государственные, более того немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии.

Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента – проживание и питание.

Во-вторых, в отличие от других европейских стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три года, так что скандинавы заканчивают гимназию в 19 лет.

Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам.

Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.

Скандинавские учебные заведения открыты для иностранцев, но при этом эмиграция, даже квалифицированная (то есть из иностранных выпускников местных вузов) не поощряется. Разрешение на пребывание в стране выдается строго на срок учебы, после окончания которой вы обязаны покинуть гостеприимную Северную Европу.

Обучение в Дании

В систему высшего профессионального образования Дании входят школы экономики, управления, иностранных языков, фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская академия изящных искусств и Копенгагенская Консерватория. Профессиональные институты, колледжи и школы предлагают разные по продолжительности программы, полный же курс обучения, приравненный к высшему образованию, длится 4-5 лет и заканчивается выдачей диплома Kandidaat. 

Датским университетам важно дать студентам практическое, востребованное образование, которое будет способствовать личному и общественному процветанию.

Такого понятия, как широкое и разностороннее университетское образование, в Дании просто не существует.

Государство, в свою очередь, тоже негласно поддерживает развитие более перспективных для страны специальностей: на них выделяется больше денег. На сегодняшний день это фармакология, компьютеры, торговля, управление и право. 

Международных программ на английском, французском и немецком языке в Дании даже больше, чем в Швеции. Прием на них идет по особым правилам, профессиональные учебные заведения также выдвигают свои требования к поступающим.

Но большинство учебных заведений (особенно это относится к университетам) просит иностранного абитуриента представить документ о среднем образовании, эквивалентный датскому школьному аттестату.

Если же такого документа нет, вам предложат пройти специальную подготовку в университетском центре и сдать экзамен Higher Preparatory Examination. Заодно там можно выучить датский язык. 

Обучение в Норвегии

В Норвегии хорошо учат всему, что связано с экологией, природными ресурсами, биотехнологиями, мореплаванием, рыболовством и судоходством. Кроме того, здесь сильные школы педагогики, особенно дошкольной, и здравоохранения.

Хотя самыми престижными университетскими специальностями, как и везде, считаются медицина, право, экономика и инженерные науки. Прием иностранцев на них ограничен.

Для получения степени в одной из перечисленных наук и права на работу по специальности приходится учиться дольше, чем обычно – от 4,5 до 6 лет. 

Отличительные черты норвежских вузов – гибкость программ, маленькие группы, неформальная атмосфера, отличное техническое оснащение. 

Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии бесплатное, как и везде в Северной Европе. Надо только внести вступительную плату и ежегодные символические взносы. Однако благополучная Норвегия – одна из самых дорогих стран в Европе, так что на жилье, питание и повседневные расходы потребуются немалые расходы. 

В норвежских университетах и колледжах преподавание главным образом ведется на норвежском языке. Язык можно выучить в Норвегии бесплатно. 

Обучение в Финляндии

Существующая сегодня система высшего и профессионального образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в шестидесятых годах прошлого века.

Первое финское высшее учебное заведение – Королевская академия в Турку – появилось в 1640 году, когда Финляндия была частью Шведского королевства. В 1828 году университет “переехал” в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I.

Только в начале XX века было открыто еще два вуза – Технологический университет и Школа экономики и управления. 

Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования – университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях.

Самые популярные специальности политехников – технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы.

Обучение длится 3,5-4 года и включает практику. 

Настоящих университетов в Финляндии 10, еще десять специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты – государственные. Самые популярные и престижные направления обучения – технологии, гуманитарные и естественные науки. 

Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают еще и промежуточную между магистром и доктором – лиценциат. Ее можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать еще два года). 

Преподавание в финских вузах в основном ведется на финском и шведском языке.

Однако, международных программ на английском с каждым годом становится все больше, и уже сейчас в Финляндии можно учиться на английском языке по таким специальностям как экономика, управление, педагогика, социальные науки, торговля, бизнес, маркетинг, информационные технологии, экология и охрана окружающей среды, здравоохранение и социальное обслуживание, туризм, архитектура, искусство, дизайн, музыке и др. 

Обучение бесплатное, со студента берут плату за учебные материалы и ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах.

Единых правил поступления в вузы нет: все отдано на суд учебных заведений.

От иностранцев требуется законченное среднее образование (желателен высокий средний балл аттестата), хорошее знание финского, шведского или английского языка, подтверждение наличия финансовых средств.

Обучение в Швеции

Швеция – страна с развитой экономикой, большим научным потенциалом и бесплатным образованием. Иностранцы тоже могут учиться бесплатно, причем специально для них есть немало программ на английском языке.

Швеция привлекает иностранных студентов по нескольким причинам. Пожалуй, главная из них – это высокие академические стандарты преподавания. Во всех университетах создана превосходная инфраструктура.

Швеция – еще одна европейская страна, высшее образование в которой для иностранцев бесплатное. Однако, отдельные программы, особенно на английском языке, предлагаются за плату.

В последнее время становится все больше программ на английском языке – от отдельных курсов и дисциплин до полноценной подготовки, завершающейся получением научной степени.

Система образования Швеции включает в себя дошкольные учреждения, основные (начальные) школы, многопрофильные гимназии и высшие учебные заведения.

Практически все учебные заведения принадлежат государству, а те немногие, что находятся в частной собственности, получают от государства субсидии, покрывающие большую часть расходов.

Благодаря этому обучение на всех ступенях для шведов бесплатное.

Иностранные абитуриенты должны в достаточном объеме владеть шведским языком. “Подтянуть” его можно на подготовительных курсах университетов, которые предлагают специальные годичные программы для иностранцев. Также обязательным требованием ко всем абитуриентам является хорошее знание английского.

Что касается продолжительности обучения, то на гуманитарных и естественных факультетах и факультете социальных наук в Швеции учатся три года, на фармацевтическом и юридическом – четыре, на медицинском – пять с половиной лет. На факультетах гуманитарных, естественных и социальных наук применяется предметная система обучения.

Студент выбирает одну из дисциплин, изучаемых в данном университете, в качестве основной и сверх этого берет две-три дополнительных. 

Учебный год разбивается на два семестра: осенний и весенний. Заявки от абитуриентов принимаются до апреля и до октября.  

Источник: http://www.intered.ru/obrazovatelnoe-stranovedenie/skandinaviya.php

Образование в Норвегии – характеристика и особенности образовательной системы

Скандинавская система образования школа

В системе образования Норвегии три ступени — дошкольная, школьная и профессиональная. Первая ступень всегда платная, но государственные детские сады дешевле частных. В такие учебные заведения дети могут попасть в годовалом возрасте. Воспитатели играют с ними, учат плавать в бассейне, работают над развитием речи и других высших психических функций.

Учеба в школе бесплатная, и в ней три ступени обучения — начальная, средняя и старшая. Каждая находится в отдельном здании, и между собой ученики не пересекаются.

Отдельное внимание уделяется развитию профессионального мастерства. Для этого школьники из старших классов знакомятся с разными профессиями.

В некоторых школах занятия могут быть совмещены с обучением на столяра или плотника, после чего человек получает не только аттестат, но и диплом.

Существуют еще народные школы, которые находятся за городом. Учиться в них придется год, и подготовка может вестись в разных направлениях. Чаще всего — это спорт, педагогика, музыка. После окончания человек может пойти работать или поступить в университет, в таком случае ему будут начислены дополнительные баллы.

Среднее образование в стране занимает 13 лет, после получения аттестата человек может поступить как в высшее учебное заведение, так и в средне-специальное. Срок обучения четыре года, но на некоторых специальностях приходится учиться дольше.

Учебный год в университете начинается в середине августа и длится до конца июня. Две сессии — в декабре и июне. Преподаватель сам выбирает форму экзамена, он может быть устным или письменным. В конце обучения студент пишет квалификационную работу и сдает экзамен по философии.

Высшее образование в Норвегии ориентировано на Болонскую систему, поэтому оно делится на две ступени — бакалавриат и магистратура. После можно закончить докторантуру, но она не является обязательной.

Популярные учебные заведения

В Норвегии есть как частные, так и государственные институты. Они могут вести как подготовку по разным направлениям, так и быть специализированными (ветеринарным, медицинским, педагогическим и так далее). Есть колледжи, которые больше ориентированы на рабочие специальности.

Бесплатное образование в Норвегии доступно для всех людей. В месяц необходимо платить небольшие взносы, которые будут идти на поддержание состояния учебного заведения. Обычно это 50−60 евро. Если человек будет жить в общежитии, то ему придется за год отдать 500 евро.

Популярные университеты Норвегии:

  1. Университет Осло — один из самых старейших в стране, имеет особенные традиции. В нем студент может пройти обучение по направлению «педагог», «стоматолог», «психология» и многим другим. Учебное заведение является одним из лучших в Скандинавии и Европе.
  2. Университет технических и естественных наук был основан в 1996 году, но за недолгое время существования успел завоевать популярность среди студентов. Основное направление подготовки — инженерное, но есть и другие факультеты.
  3. Бергенский университет походит студентам, которые хотят заниматься исследовательской деятельностью. Лаборатории оснащены высокотехнологичным оборудованием, есть хорошая академическая подготовка и большое количество грантов.
  4. Университет Тромсе пользуется большой популярностью среди иностранных студентов. В ВУЗе есть юридический, медицинский, инженерный и другие факультеты. В состав учебного заведения входит Норвежская высшая школа рыбной промышленности, но она обладает небольшой автономией.

Обучение преимущественно ведется на норвежском языке, только некоторые программы магистратуры преподаются на английском языке. Иностранцы обязаны сдавать специальный тест, который определяет уровень владения языком.

Подготовительный этап

Для русских обучение в Норвегии доступно, но для этого нужно выполнить ряд условий. Для начала у человека должен быть аттестат о полном среднем образовании и справка о том, что он проучился год в высшем или средне-специальном учебном заведении. Это необходимо для того, чтобы соответствовать уровню норвежской школы.

Документы подаются в учебное заведение за полгода до начала учебы. До этого нужно выучить на хорошем уровне норвежский язык. Необходимо не только понимать, как пишется то или иное слово, но и свободно разговаривать.

Стандартный пакет документов:

  • копия аттестата;
  • справка из ВУЗа или ССУЗа с результатами первого года учебы;
  • сертификат языкового теста;
  • мотивационное письмо.

Все документы должны иметь нотариально заверенный перевод. Их нужно отсканировать и отправить в выбранный университет, после чего абитуриенту назначается дата собеседования. Для иностранцев оно проводится через интернет.

В мотивационном письме человек должен рассказать о том, почему он выбрал университет и программу обучения. В эссе стоит указать, что именно делает абитуриента идеальным кандидатом для обучения.

Для поступления в магистратуру прикладывают диплом, рекомендации от работодателя, резюме. В каждом заведении свои требования к пакету документов, поэтому необходимо заранее уточнить, что в него входит.

После поступления необходимо сделать учебную визу или вид на жительство. Человек должен арендовать жилье в Норвегии и подтвердить свою финансовую состоятельность. У него на счету должно быть не меньше 12 тысяч евро. Виза оформляется в посольстве.

Еще один вариант поступления — это программы обмена. Некоторые университеты России и стран СНГ поддерживают отношения с норвежскими учреждениями. В таком случае поступающим будет проще получить вид на жительство.

Преимущества и недостатки

Норвежские дипломы ценятся во всем мире, и выпускники университетов могут найти работу в любом европейском государстве. Образовательная политика страны направлена на то, чтобы каждый мог получить специальность. Для студентов действует большое количество грантов и стипендий.

Основное преимущество обучения в Норвегии — это высокое качество. Каждый студент получает материал в доступной форме, предметный курс проводится в нестандартной форме, поэтому процесс становится интересным. Между преподавателями и учащимися устанавливаются дружелюбные отношения.

Учеба в университете заключается не только в прослушивании лекции. Студенты получают возможность практиковаться и проходить стажировки, в том числе и за пределами страны. Не менее важно, что в Норвегии хорошо относятся к иностранцам. При желании человек может заниматься научно-исследовательской деятельностью и претендовать на получение гранта.

Но у учебы в Норвегии есть и существенные минусы. Получить вид на жительство очень тяжело, придется собрать большое количество документов. Несмотря на то что обучение проводится бесплатно, сама жизнь в стране дорогая. Примерный прожиточный минимум с арендой жилья в Осло — это 17 000 евро.

Сам процесс обучения тоже сложный. Для допуска к экзамену студент должен получить определенное количество баллов: ему нужно выполнять задания и сдавать контрольные работы.

Существуют специальные агентства, которые за небольшую плату помогают поступить в норвежские университеты. Они составляют мотивационные письма, собирают пакет документов. При необходимости устраивают в языковую школу.

Среди стран Скандинавской модели Норвегия занимает особое место. Местные университеты дают одно из лучших образований в мире, поэтому учиться в них хотят не только местные жители.

Источник: https://nauka.club/pomoshch-studentu/obrazovani%D0%B5-v-norvegii.html

Школьное образование в Норвегии

Скандинавская система образования школа

Обучение за рубежомОбучение детей за рубежомШкольное образование в Норвегии

Норвегия – таинственная для многих жителей нашего государства страна, покрытая снегами и лесами. Не многие хотят переезда в места, где зима занимает большую часть года, но если уже решили, то первое о чём нужно задуматься, особенно когда переезд планируется для всей семьи и есть маленький ребёнок – о школьном образовании.

Школы в Норвегии практически полностью отличаются от того, что видим мы в учебных заведениях стран на постсоветском пространстве. Хотя обучение и проходит по государственным стандартам и планам, упор в первую очередь ставится на индивидуальное развитие ребёнка.

Само обучение разделяется на несколько этапов и начинается с заведений дошкольного образования – садиков.

Немного о дошкольном образовании

Норвежских детей с самого маленького возраста приучают ко вседозволенности, чтобы максимально снизить количество стрессов, которые могут проявляться на ранних этапах жизни.

В садиках дети ложатся спать только тогда, когда им этого хочется, питаются едой, принесённой из дома, и общаются с другими детьми.

Количество воспитателей не ограничивается одним-двумя людьми, а работает столько педагогов, сколько нужно, чтобы проследить за чадом каждого родителя.

Тем более работают они посменно, что даёт возможность отдохнуть и продолжить деятельность с хорошим настроением и отсутствием усталости.

В Норвегии дети идут в первый класс, в возрасте шести лет. Первое, что сразу не понравится тем, кто привык к классической системе оценивания – это полное её отсутствие до старшей школы (8 класса). Преподаватель, конечно, может поставить по своему усмотрению отметку в тетради, но она больше выполняет мотивационную роль.

Такой подход обусловлен тем, что делается упор не на достижение какой-либо оценки, а на получение конкретного объёма знаний.

Об уровне успеваемости родители узнают один раз в год на специальном родительском собрании и если родители соглашаются с тем, что ребёнок действительно не справляется со школьной программой, вызывается специальная комиссия, которая состоит из специалистов различных областей. Они в течение нескольких дней следят за чадом и ищут непосредственную причину его (её) неуспеваемости. Длительность обучения составляет 13 лет, а начало учебного года определяется коммуной и, как правило, стартует в первый понедельник 34 недели года (середина августа).

Экзамены в старшей школе

Старшая школа уже больше похожа на обучение в наших заведениях. Здесь вам и оценки, и контрольные работы, и даже экзамены. Интересен тот факт, что экзамены сдаются выборочно.

Причём кто будет сдавать экзамены решает ни школа, ни родители, а специальный экзаменационный секретариат, который за два дня до проведения тестирования сообщает фамилии учеников, не имея ни малейшего представления об уровне их успеваемости.

Специализированные и престижные школы Норвегии

На самом деле таких заведений не так много и большая их часть приходится на послешкольное образование.

Кафедральная школа Бергена

Считается самой престижной старшей школой Норвегии, а точная дата начала её функционирования неизвестна. Перенос её на нынешнее местоположение датируется 1840 годом.

В настоящее время обучение в школе Бергена проходят чуть более 400 человек. Стать учеником может каждый желающий независимо от пола, возраста и расовой принадлежности, хотя для людей, возраст которых превышает 22 года, создана отдельная программа.

Норвежская школа менеджмента

Эта высшая школа, которая позволяет получить степень бакалавра или магистра по различным специальностям (туризм, бизнес и журналистика, культура, управление розничной торговлей и др.). Причём степень магистра можно получить только в кампусе, находящемся в Осло. Обучение в магистратуре проводится на английском языке.

Считается одной из 35 влиятельных бизнес-школ Европы, и имеет соответствующую награду. Кампусы (филиалы) находятся не только в Норвегии, но и в Китае.

Стоимость обучения в Норвегии

Школьное образование в Норвегии полностью бесплатное.

Приходя в первый класс, ученики получают все необходимые книги, альбомы, карандаши, ручки и различные расходные материалы для учёбы абсолютно бесплатно, так как всё это оплачивается коммунами.

В начальных классах вместо школьной формы выдаются специальные дождевики с перчатками, так как некоторая часть обучения проводится на улице, независимо от текущего состояния погоды.

Обучение же в детских садах и колледжах Норвегии влетит родителям в копеечку. Так как подготовка школе и получение специальности – это два основных жизненных шага каждого Норвежского ребёнка.

Русские школы и язык обучения в Норвегии

Несмотря на высокий уровень толерантности норвежцев, а также возможность прохождения обучения на родном языке непосредственно в государственных школах, на территории страны все же существует несколько русскоязычных школ.

ООШ при посольстве России

Название расшифровки не требует. Обучение производится по образовательной программе Российской Федерации. Ученики могут получить начальное и основное образование при стандартной, пятидневной учебной неделе. Школа не оказывает платных образовательных услуг, а обучение производится с учётом проживания детей в многоязычном обществе.

Русская школа в Осло

Хотя в названии и имеется слово «школа», но это заведение можно больше сравнить с секцией или кружком по интересам. Здесь разработана адаптированная программа обучения с учётом того, что дети проживают в среде, где активно используется несколько языков.

Школа работает по будням, а занятия проводятся в вечернее время. Для разных возрастных категорий занятия проводятся в различные дни:

  • 3,5-4 года – по четвергам;
  • 4-9 лет – по вторникам;
  • 10-14 лет – по средам.

Также при школе функционирует музыкально-театральная студия, которую могут посещать дети возрастом 4-10 лет.

Если же нет возможности или желания поступать в русскоязычные учебные заведения, можно смело отдавать ребёнка в норвежские школы, так как у них будет возможность проходить обучение на родном языке в отдельных классах. По мере обучения норвежскому, детей будут распределять в обычные классы, где они будут учиться наравне с остальными.

Помимо государственного языка Норвегии и русского, есть возможность обучения на английском, арабском и многих других языках. Кстати, английский знает почти каждый второй житель, что частично решает проблему языкового барьера.

Обучение в Норвегии в первую очередь направлено на развитие личностных качеств каждого ребёнка, на сведение к минимуму стрессовых ситуация, а также на то, чтобы ребёнок занимался действительно тем, что ему нравится.

Здесь никто не будет в добровольно-принудительном порядке вбивать знания в головы детей, которым хочется шалить и бегать, но если родители действительно будут нуждаться в помощи – они обязательно её найдут.

За основу всего обучения берётся один лозунг: «Ребёнок не должен терять детство» и система среднего образования в Норвегии всячески этому способствует.

Отзывы

Отзывы о школах Норвегии можно встретить самые разные. Кто-то считает, что система образования довольно слабая и её нужно категорически переработать, кто-то говорит о том, что такая система должна действовать по всему миру.

Дмитрий, 41 год: «Всё обучение построено на принципе позитивного воспитания. Ребёнка учат искать положительные моменты даже при неудачах. Когда начитается оценивание знаний, недопустимо даже мысленно представить то, что учитель будет повышать голос, как это принято во многих наших школах».

Елена, 35 лет: «Система образования хоть и основывается на том, чтобы ребёнок занимался тем, что ему будет интересно, но по сравнению с Русской – очень слабая. Я некоторое время проживала в Германии, где обучение проводится по схожим принципам, но в итоге также осталась недовольной».

Евгения, 36 лет: «Если сравнивать обучение в школах России и Норвегии, то в нашей стране большинство детей выпускается хоть и с огромным багажом знаний, но с неумением применять их на практике. Детей с маленького возраста приучают работать в команде, решая сложные задачи и анализируя свои ошибки и других участников».

Источник: https://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/shkolnoe-obrazovanie-norvegii/

Без лишней строгости

Скандинавская система образования школа

Реформа школьного образования в России проходит весьма болезненно. В создавшейся ситуации было бы весьма полезно познакомиться с тем, как устроена и с какими проблемами сталкивается система школьного образования развитых стран. Один из примеров — Швеция.

Скандинавская система школьного образования довольно высоко оценивается в мире, несмотря на то что в последние годы шведские школьники стали показывать более слабые результаты в международном тесте PISA. Козырь шведского образования — индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.

Система создана таким образом, чтобы работать с каждым, развивая его сильные стороны и подтягивая слабые. Такой подход, возможно, не гарантирует отличных показателей по тестам, зато формирует качественный человеческий капитал, который позволяет стране эффективно развиваться.

О том, как сегодня работают шведские школы, «Эксперту» рассказал директор шведской школы в Москве Йоран Хольм.

Меньше задавать

В чем, на ваш взгляд, состоит главное преимущество шведской образовательной системы?

— Я думаю, это индивидуальный подход к каждому школьнику, стремление развить каждого ребенка. Раньше в Швеции все должны были делать одно и то же, ребенок не мог перейти на следующий уровень, пока этого не сделают его одноклассники.

Теперь процесс обучения выстроен так, что у ребенка есть возможность идти со своей скоростью. Например, в математике, если ты уже что-то освоил, нет необходимости решать пятьсот одинаковых задач, ты уже должен перейти на следующий уровень.

Как же вы это делаете, сколько человек в ваших классах?

— В наших классах 20–25 человек, в частных школах может быть 15. И все должны усвоить базовые знания, но от более способных учитель ожидает большего, каждый должен достичь лучшего исходя из своего уровня.

Иногда это выражается в том, что дети получают разные задания, но чаще это одно задание, открытое для интерпретаций так, что оно посильно для слабого и интересно для сильного, может продемонстрировать и его потенциал.

Например, письменное задание по шведскому языку, где каждый может написать что-то на конкретную тему, но глубина анализа покажет уровень ребенка. Или все ученики должны провести эксперимент, при этом продвинутый ученик может быстрее освоить базу и посвятить больше времени более глубокому анализу.

Но процесс устроен так, что более слабый не испытывает негативного давления со стороны учителя и класса и совершенно свободно может просить о помощи и дополнительной поддержке.

Российские дети начиная с первого класса страдают от гигантских домашних заданий, которые они могут выполнить только при помощи родителей, и часто процесс растягивается до ночи. А много ли задают в вашей школе?

— Мы принципиально не задаем на дом много, мы считаем, что в школе у учителя достаточно времени, чтобы со всем разобраться. Обычно мы даем домашнее задание не каждый день, а в среднем один раз в неделю — по математике, шведскому и английскому языкам. По другим предметам школьники очень редко получают дополнительную работу.

Времени в школе должно хватать на обучение в стенах самой школы. В то же время родители тоже должны понимать, как и с чем работают их дети, поэтому домашние задания могут быть направлены на совместную работу детей и родителей или бабушки с дедушкой.

Например, детям могут дать задание провести интервью со своими родителями и спросить их, как они сами учились в школе. Но это не подразумевает, что родители должны заменять учителя и включаться в отработку школьного материала. Если же дети должны сделать работу самостоятельно, мы им обычно даем уже пройденный материал, просто для тренировки.

Мы боимся, что, если дадим еще не закрепленный материал, это вызовет отторжение у детей, которые его не поняли. Более того, далеко не все родители могут помочь детям в решении домашних заданий. В этом случае может сложиться просто катастрофическая ситуация, когда дети начнут ненавидеть предмет.

Мы также можем дать просто зарядку для ума, например, составить таблицу или выучить новые английские слова. Конечно, в младших классах очень важно научиться читать, и дети должны читать родителям каждый день дома по 15–20 минут.

Как перейти болото на экзамене

А как строится процесс обучения?

— Мы много внимания уделяем практичности получаемых знаний. Школьники должны понимать, для чего они изучают те или иные дисциплины и как они могут эти знания использовать. Мы стараемся давать информацию разными способами: и учебники используем, и материалы интернета, и строим практические модели, и дискуссии проводим.

Таким образом мы даем более глубокое понимание материала. И это новая черта современного шведского образования. Например, когда я ходил в школу, мы многие вещи делали просто потому, что нам так говорил учитель, и, честно говоря, не особо понимали, зачем мы это делаем.

А теперь, например, одно из первых прошлогодних экзаменационных заданий по математике для девятого класса звучало так: вы пошли на прогулку в лес, но внезапно очутились в болотистой местности. У вас есть три варианта: можно просто пройти через лес напрямую, но сделать это весьма трудно.

Или можно обойти местность справа — эта дорога займет больше времени, там чисто, и пройти нетрудно. Можно обойти местность и слева — это короткий путь, но придется взбираться на гору. После этого дается много фактической информации о расстоянии и других параметрах.

Школьник должен ответить на несколько вопросов: например, какой путь он выберет и почему, сколько времени потратит на прохождение каждого пути.

Что представляют собой выпускные экзамены и как дети потом поступают в высшие учебные заведения?

—Обязательными являются письменные экзамены по математике, шведскому и английскому языкам, которые проводят сами школы. Но основной акцент делается не на экзамены как таковые, а на общий результат ребенка по этому предмету. Экзамены лишь помогают учителю выставить правильную оценку в аттестат. Университеты принимают учащихся на конкурсной основе по результатам в их аттестатах.

А как школа взаимодействует с родителями?

— Каждые полгода у нас проходит встреча ребенка, родителей и преподавателей. Этому предшествует записка для родителей, где учитель должен объяснить и цели обучения, и как система работает, рассказать об успехах и проблемах ребенка, предложить решение этих проблем. Родители имеют время подумать над собственными предложениями.

В результате на самой встрече вырабатываются планы, что делать в следующем полугодии, что должно стать следующим шагом. Мы называем эти встречи «разговором трех сторон». Это тоже новая и хорошая черта шведского школьного образования. Когда я ходил в школу, на встречах с родителями говорил только учитель.

Из этой беседы родители могли понять, что происходит в школе.

Какие ценности вы стремитесь привить детям?

— Компетентным преподавателем считается тот, кому удается развить у детей критическое мышление, чувство ответственности за свое обучение и понимание, как они могут использовать полученные знания. Раньше было по-другому: учителя просто давали программу и выдвигали требования.

Выпускники могли закончить школу с хорошими оценками, но, выходя в реальный мир, чувствовали себя некомфортно, были напуганы, не понимали, как они должны использовать приобретенные знания. Большое значение мы придаем воспитанию духа демократии и равенства.

У школьника есть право высказаться, донести свою точку зрения до других.

Слишком много реформаторов

За последние двадцать лет в шведской системе образования было проведено много реформ. Почему общество уделяет такое внимание реформированию школы?

— Это большая проблема. Политика в сфере образования меняется слишком часто, приходится все начинать сначала. Каждые четыре года к власти приходит новое правительство, и порой они хотят кардинально изменить все, что сделали предшественники.

Они не думают о школьниках или учителях, это такие скорее политические разборки. Учителя же должны просто следовать новым предписаниям.

Перед каждыми выборами мы начинаем переживать: вот сейчас придет к власти новое правительство — и каких новых изменений нам ждать в образовании? Наша система образования могла бы быть более устойчивой, если бы следующее правительство продолжало и развивало начатое предшественниками.

Скандинавское образование в принципе имеет хорошую репутацию в мире. Например, в соседней Финляндии не кидаются из стороны в сторону, а проводят реформы постепенно и последовательно, поэтому их дети показывают лучший результат в международном тесте PISA.

Почему правительство так активно взялось за реформы? Ухудшились показатели?

— Да, к тому же большую роль сыграли СМИ, ведь они любят описывать плохие примеры, и люди начинают предъявлять претензии политикам. В целом люди лояльны, и они знают, что наше образование одно из лучших. Но СМИ представляют новости в черном цвете. А когда люди читают репортаж о чем-то негативном, они думают, что так происходит по всей стране.

При этом шведские школьники после окончания школы показывают хорошие результаты, они успешно обучаются в университетах в разных странах, на мировом рынке труда они ценятся высоко, многие получают ведущие позиции в компаниях. А вот если вы читаете газеты, у вас порой складывается ощущение, что шведские школьники ничего собой не представляют.

На самом же деле это не так.

В чем заключался смысл реформ системы образования в 1990-е годы?

— установка реформ двадцатилетней давности — достигайте поставленных целей, а уж как вы это сделаете, не так важно. Возможно, в этом был перебор. На мой взгляд, наши ориентиры были лучше до реформ, предписания были более четкими: например, третий класс нужно посвятить изучению Европы, а в четвертом изучать мир.

А сейчас для третьего, шестого, девятого классов общие цели, главное — выполнить эти задачи, а как это сделать — каждый преподаватель решает сам. При этом если учитель не имеет большого опыта или недостаточно компетентен, он может просто многое упустить.

Например, если преподаватель не так хорошо знаком с технологией (а у нас есть такой предмет), новая система позволяет ему практически не уделять этому курсу внимания, и в результате школьники по нему почти ничего не делают.

То есть программы стали не такими строгими?

— Да, вообще-то именно это мы и любим в Швеции — что-то такое не сильно строгое. Сейчас программы ужесточают, но их интерпретация по-прежнему может быть очень широкой.

Вызовы и проблемы

С какими вызовами сталкивается современная школа в Швеции?

— Помимо частой смены политики существенной проблемой является управление школами. Раньше все школы были государственными, и во всей стране существовала единая система образования. А потом школы стали муниципальными, и это, пожалуй, несправедливо.

Во-первых, ухудшилось финансирование, ведь муниципалитеты должны, например, строить больницы и обычно не располагают значительными средствами. Во-вторых, мы наблюдаем концентрацию всего хорошего в одном месте, например, опытные преподаватели хотят работать в лучшей школе.

Муниципалитеты не так хорошо с этой задачей справляются, и мне кажется, многие шведы сейчас понимают, что это, возможно, было ошибкой.

Какие изменения происходят в шведской системе образования сейчас?

— Раньше правительство не хотело навязывать свою волю, а сейчас оно стало выдвигать более строгие требования, цели прописаны более четко. Есть теперь и минимальный уровень знаний. Раньше уровень и цели прописывались для пятого класса, а сейчас для третьего, шестого, девятого классов.

Источник: https://expert.ru/countries/2012/13/bez-lishnej-strogosti/

Школьное образование в Норвегии. Чем скандинавская система отличается от российской

Скандинавская система образования школа
Здание начальной школы в Ус( OS). Здесь учатся с 1 по 4 класс. Расположено вдалеке от дороги, в тихом месте среди скал и сосен.

Система образования в Норвегии состоит из нескольких уровней. Попытаюсь рассказать о ней, делая акцент на отличиях от российской. Буду рада, если читатели, живущие в Норвегии, дополнят мой рассказ.

Дошкольное обучение.

Дети в норвежский детский сад принимаются с одного года. Детские сады платные. родители могут выбрать по своему усмотрению государственное или частное заведение. Дети здесь занимаются кроме всего прочего спортом, плаванием. Задача воспитателей – развитие мышления и речи ребенка. Происходит в ненавязчивой форме и обучение детей норвежскому языку.

Полное и неполное государственное образование

Государственное школьное образование в Норвегии бесплатное.

Неполное образование – из трех этапов. К первому этапу относится младшая начальная школа: с первого по четвертый классы.

Здание начальной школы.

Обучение начинается с шести лет. В начальной школе продолжительность обучения – семь лет. Детей с помощью игр учат писать, считать и читать. Преподаватели знакомят детей с растениями и животными Норвегии, занятия проходят не только на норвежском, но и на английском языках.

Кроме основных уроков, изучают религию и экономику. Каждый учашийся может выбрать по своему усмотрению какой-то из дополнительных предметов для обучения.

В случае неуспеваемости кого-то из учеников специальная комиссия, наблюдающая за ним, определяет проблемы, с которыми он столкнулся, и помогает их преодолеть.

Затем идет средняя начальная: с пятого по седьмой. С момента поступления ученика в пятый класс для него начинается этап средней школы. Изучаются кроме общетехнических и гуманитарных еще и такие предметы, как экология, бухучёт и экономика.

Есть возможностью дополнительного изучения иностранного языка. В норвежских школах существует специальный предмет – домашняя экономика. На нём учат вести домашнее хозяйство: готовить еду, заниматься различными домашними делами и в том числе обучают разумному планированию бюджета.

Ученик должен приобрести навыки покупать продукты разумно, вести домашнее хозяйство. Такие занятия готовят детей к будущей взрослой жизни и приучают к рациональной трате денег. На этом этапе школьник в Норвегии экзамены ещё не сдаёт. Но итоги окончания средней школы очень важны.

От них зависит возможность дальнейшего успешного обучения в старшей школе.

Старшая: с восьмого по десятый. В старшей школе добавляются предметы, помогающие в выборе профессии. При желании можно выбирать более углубленное их изучение, если ученик желает поступить после школы в высшее учебное заведение страны. Есть возможность получения профессии.

Для этой цели в старших классах существуют отделения профессионального мастерства. В течение двух лет учащиеся согласно своему предпочтению изучают рабочие профессии: столяра, плотника, строителя и другие. Затем они проходят практику на предприятиях.

А после прохождения 2-х летней практики учащийся получает диплом о получении профессии.

Экзамены сдают не все школьники, а лишь некоторые из них. Это решает специальный совет. Сдают обычно математику, экономику, информатику и английский язык. Ученикам предоставляется возможность выбрать из этого списка всего лишь один или два предмета. По окончании учёбы сдаётся ещё экзамен по норвежскому языку и один из предметов по выбору.

Полное образование – это старшие классы. В них обучаются с 16 до 19 лет.

В конце каждого учебного дня в специальную тетрадь заносится информация о достижениях каждого ученика. При наличии каких-то существенных замечаний пишется записка родителям. При необходимости родители вызываются в школу.

Максимально тактично говорится о проблемах ребенка,при этом всегда акцент делается и на его успехах. Вопрос ставится таким образом, что проблемы ребёнка невелики и легко исправимы и надо лишь слегка все подкорректировать.

Классные собрания обычно проводятся раз в году в его начале.

Всё необходимое для учебы предоставляется бесплатно, включая компьютер. Родители покупают только рюкзак.

Система выставления оценок существенно отличается от принятой в России. Гласности оценки не придаются. Их принято обсуждать лишь с родителями ученика. Для остальных эта информация закрыта. Оценки успеваемости ученика в школе Норвегии начинаются только с восьмого класса.

Школьный стадион начальной школы Ус.

В стране насчитывается более семидесяти народных школ. В них предоставляется возможность учиться детям, которые еще не оопределились с выбором профессии.. В таких школах обучаются после получения полного или неполного образования.

Расположены они обычно в уютной тихой местности. Ничто здесь не отвлекает детей от учебы. Каждая – с определенным направлением. Педагогическим, музыкальным, спортивным и т.д.

После окончания школы у выпускника есть возможность продолжить учебу в университете или работать по специальности.

Характерно, что здания школ в каждой местности отличаются своеобразной архитектурой. Здесь нет такого стандартного типажа, как в России, где школьные здания одинаково выглядят по всей стране и распознаются издалека.

Читайте мой канал о Норвегии и нровежцах:

Подписаться можно здесь

Ваша Стелла Ларсен.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b8cf4a4be15b400aed1bfd7/5c7278c68fd40000b3b2b265

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.